В поисках Земли Санникова

Север! Воля, надежда, держава в отсутствии границ. Снег в отсутствии грязи — как длительная жизнь в отсутствии вранья. Воронье нам не выклюет глаз из глазниц — Так как не водится тут воронья… (В. Высоцкий)

Первый раз о ней рассказал в 1811 г. достававший песца на северных берегах Новосибирских островов зверопромышленник Яков Санников, бывалый полярный странник, раньше открывший острова Столбовой и Фаддеевский. Он выразил мнение о существовании «обширной территории» к северу от острова Котельного. Согласно заявлению охотника, над морем поднимались «высокие каменные горки».

Иным свидетельством в пользу существования обширных территорий на севере стали множественные исследования за перелетными птицами — полярными гусями и другими, весной улетающими далее на север, а осенью возвращающимися с потомством. Поскольку птицы не имели возможности проживать в холодный пустыне, то высказывались догадки, собственно расположенная на севере Территория Санникова богата и плодородна, и птицы летят непосредственно туда. Впрочем возникал неоспоримый вопрос: как севернее пустынного побережья Евразии имеют все шансы находится плодородные территории?

В последствии Санникова таинственная территория открылась экспедициям Матвея Геденштрома и Петра Анжу. Вот исключительно добраться до нее они но и не сумели. Доказательство или же опровержение существования Территории Санникова было сопряжено со солидными проблемами. Новосибирские острова присутствуют около лично границы неизменной северной холодный шапки: в том числе и в теплые годы океан в окрестностях островов доступен для навигации два-три месяца в году, поздним летом и ранней осенью; в прохладные годы острова имеют все шансы оставаться скованными льдами все лето.

Не устоял перед данной таинственной территорией и смелый полярный изыскатель барон Эдуард Толль. О ней он мечтал еще со лет собственной 1-й экспедиции, как скоро ему, стоящему на вершинах горки о. Котельный внезапно предстали на северо-западе силуэты четырех столовых горок. 13 августа 1886 года Толль зафиксировал в собственном дневнике:

«Горизонт абсолютно понятный. В направлении на северо-восток понятно заметили силуэты четырех столовых горок, коие на востоке соединились с низменной территорией. Следовательно, известие Санникова подтвердилось всецело. Мы имеет право, означает, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и прописать на ней: «Территория Санникова»…»

Толль в том числе и сумел рассчитать расстояние до горок от острова — в пределах 150 верст (1 верста соответствует сегодняшним 1066,8 метрам) и квалифицировать, собственно сложены они из базальтовых пород.

С тех пор барон мечтал исключительно о одном: «Раз ступить на данную территорию и скончаться». И весной 1899 г. он начал комплектовать экспедицию для поиска данной Terra Incognito, лежащей к северу от берегов Сибири. Людей в полярную экспедицию он выбирал не по послужному перечню, а по способностям, искусству и энтузиазму. В следствии этого Александр Колчак, грядущий российский флотоводец и адмирал, был незамедлительно ведь зачислен в нее гидрологом и метеорологом.

Не взирая на экономические проблемы, Толль в том числе и отправил собственного гидролога на стажировку в Норвегию к изыскателю Арктики Ф. Нансену. «Наш гидрограф Колчак — великолепный эксперт, преданный интересам экспедиции…» — позже пропишет о нем в собственном дневнике барон Толль.

23 июня 1900 г. российская полярная экспедиция на шхуне «Заря» отдала швартовы и отправилась на поиски Территории Санникова. Уже в сентябре 1901 г. шхуна оказалась в нужном регионе. Не взирая на обещанную боссом премию тому, кто первым заметит территорию, заметить, к сожалению, так ничего и вовсе не получилось. К такому же, на грядущий день стартовал сильнейший шторм, льдины поднимало волной повыше судна. Обстановку нагнетал насыщенный туман, в котором они запросто имели возможность раз0 пройти мимо Территории Санникова и вовсе не обнаружить ее! А означает, не до сих пор было утеряно!

В лагуне у западного берега Таймырского полуострова судно, затертое льдами, встало на зимовку. Полярники, как правило, ходили в короткие научные экспедиции, а Толль и Колчак в поисках Территории Санникова за 41 день ехали 500 клм на собачьих упряжках. Хотя остров им но и не привиделся. И в мае Толль принял решение осуще-
ствить собственные опасный намерение.

На северо-востоке от их зимовки лежал не очень большой гористый о. Беннетта, на коий Толль с полярниками имели возможность попасть исключительно одним путем: пройти о. Котельный на нартах и нетяжелых байдарах, после этого по льду перебраться на остров Свежую Сибирь и затем отправиться на о. Беннетта, дабы с его вершин осмотреть северный горизонт и увидеть Территорию Санникова.

Покидая зимовку, Толль назначил Колчака боссом экспедиции и передал капитану корабля Матисену конкретные памятке о том, где, скажем как скоро его выискивать, и как скоро «Заря» обязана сняться с якоря и отплыть домой.
Категория полярников возглавляемые Колчаком конкретно исполняли инструкции Толля все лето. Хотя в августе «Заря» попала в гололедовый плен, в следствии чего был крепко испорчен ее корпус. Как скоро в бункерах осталось всего 8 тонн угля, капитан приказал развернуть судно и направиться в бухту Тикси. В Петербург полярная экспедиция прибыла в отсутствии собственного руководителя. Позднее злобные языки завляли, собственно Толль и его спутники были убиты в следствии капитана, хотя иного выхода, как уйти, у экспедиции просто не было.

На заседании Академии Наук на поиски застрявших во льдах полярников приняли решение вновь снарядить экспедицию. А поскольку средств на наверное никто не выделял, то постановили снова отправить  «Зарю». Капитан Матисен был в гневе. Подталкивать яхту в этом состоянии во льды — означает, заблаговременно обречь спасателей на неудачу, в случае если не на гибель: в трюмах шхуны течь, корпус был испорчен и требовал капитального ремонтных работ.

Собственно ведь делать? Людей-то надо выручать! Выход сыскал Колчак. Он предложил снять с «Зари» китобойный вельбот (легкую шлюпку с мачтой), по льду привезти его на остров Котельный и оттуда на веслах идти до острова Беннетта через открытую воду. Не взирая, собственно предложение Колчака было той же авантюрой, скажем поступок барона Толля, иного варианта не было.  В середине апреля  1903  г. спасательная  экспедиция прибыла в Тикси и сняла вельбот с «Зари».

Их неудача -достижение для науки

Целый месяц тянули полярники 36-пудо-вую шлюпку на нартах, прорубаясь через торосы, на Новосибирские острова. В том числе и через жадные строчки докладов Колчака возможно взять в толк, какие тяготы и лишения вынесла экспедиция, дабы сделать возложенную на нее задачу.

Все время шел снег и был туман. Ничего не было заметно. Полярники шли по 12 часов каждый день, каждый день заходили в раздробленный, как каша, гололед. Голодные и промокшие, они ночевали на высоких льдинах, уставали так, собственно и есть не имели возможности. А из еды у них была только овсянка да экстракт бульона. И вот, в конце концов, моряки заметили белые вершины о. Беннетта. Выйти в шторм на шлюпке в открытый океан казалось нереальным. Взвесив все «за» и «против», Колчак приказал: «Вперед!»

Первые 12 часов в океане полярники 1 гребли непрерывно.  Экспедиция в том числе и ухитрилась высадиться на немалую льдину, коию крепким ветром север отгоняло на север и «приехать» на ней «с оказией». Хотя в ночь льдина раскололась, и подразделение спасателей едва не утонул. Вновь сутки гребли они в отсутствии отдыха, пока же 17 августа 1903 г. вельбот не пристал к острову Беннетта.

На его берегу они незамедлительно ведь сыскали крышку алюминиевого котелка Толля: означает, до острова полярная экспедиция добралась! Там ведь сыскали ящики с коллекциями, ну а в поварне, наполовину переполненной смерзшимся снежным покровом, некоторые приборы, листы из астрономии Циглера, обрывки платья, кожаную портупею для геологического молотка. Под кучей камней лежал обшитый парусиновый ящик, в нем располагался документ, адресованный президенту Академии Наук:

«В сопровождении астронома Ф. Г. Зееберга и промышленников. .. Николая Дьяконова и Василия Гэрохова, я отправился 5 июня из зимней гавани «Заря» (губы Нерпичьей острова Котельного). Мы шли по северным берегам острова Котельного и Фаддеевского к мысу Высокому острова Свежей Сибири. 13 июля взяли курс на остров Беннета. Гололед был в достаточно разрушенном состоянии. 25 июля в расстоянии 3 миль от мыса Высокого гололед был окончательно разломан ветром. Приготовляясь к купанию на байдарах, мы убили тут последних собак. Отсель нас несло на льдине нашего лагеря на протяжении 4 и 1/2 суток 48 миль по курсу. Заметив после этого удаление нашей льдины на 10 миль к югу, оставили ее 31 июля. Проплыв благополучно на байдарах остальные 23 мили до острова Беннета, 3 августа высадились у мыса Эмма.

По съемке астронома Зееберга, определившего тут сверх того, скажем по пути, магнитные составляющие всего в 10 пунктах, остров Беннета — не более 200 квадратных клм. Остров Беннета дает плоскогорье не повыше 1500 футов (457 м). По геологическому постройке остров Беннета считается продолжением Средне-Сибирского плоскогорья, сложенного и тут из старейших осадочных пород (кембрийских), прорезанных извержениями базальтов. Местами остались под потоками базальтов флецы бурого угля с остатками старинной растительности непосредственно хвойных. В долинах острова изредка лежат промытые кости мамонтов и прочих четвертичных животных.
Ныне живущим жителем острова Беннета, помимо белого медведя и временного постояльца моржа, оказался олень: стадо в 30 голов водилось на скалистых пастбищах острова.

Мы питались его мясом и шили себе достаточную для зимнего обратного пути обувь и одежду. Последующие птицы жили на данном острове: 2 вида гаг, вид куликов, снегирь, 5 видов чаек и меж ними розовая. Пролетными птицами явились: орел, летевший с юга на север, сокол — с севера на юг и гуси, пролетевшие стаей с севера на юг. Вследствие туманов территории, откуда прилетали птицы, аналогично не было заметно, скажем во время минувшей навигации, — Территории Санникова.

Мы оставили тут последующие инструменты: круг Пистора и Мартенса с горизонтом, инклинатор Краузе, анемометр, фотографический агрегат «Нора» и некие др. Отправимся в настоящее время на юг. Провизии имеем на 14—20 дней. Все здоровы. Э. Толль. Губа Павла Кеппена острова Беннета, 26X-8XI 1902г.»

Они все-таки отправились на юг по коварному дрейфующему льду. Собственно принудило их покинуть остров в полярную ночь приемпературе -40 градусов, когда по гололедяной каше невозможно передвигаться ни на собаках, ни на шлюпках, ни пешком? Так как все члены экспедиции были здоровы, на острове было довольно живности, дабы не скончаться с голоду, дожидаясь   спасателей.

Хотя так как что-нибудь заставило Толя предпринять данный шаг? Или же, сможет, барон все-таки заметил таинственную Территорию Санникова и пошел к ней навстречу? Ответа сейчас уже не узнает никто… Последующие отпечатки данных четырех человек все еще не выявлены.

Колчак, вернувшись домой, отправил обнаруженные документы Толля в Петербург, сам же уехал во Владивосток: начиналась русско-японская война. В последствии завершения войны ему вручили Немалую Константиновскую золотую медаль за поиски пропавшей экспедиции Толля.

В сообщении Императорского Географического общества была сказано:

И, в том числе и в последствии Октябрьской революции, как скоро Колчака, Верховного правителя Востока Российской федерации, взяла в плен Советская власть, на допросах известного пленника задавали вопросы не исключительно о его борьбе с большевиками, но и о полярных изысканиях.

Колчака, как ведомо, расстреляли — как врага трудового народа. А точку в эпопее с Территорией Санникова поставил в 1930-х гг. советский штурман Валентин Аккуратов, коий по пожеланию академика Обручева, некоторое количество раз пролетал над тем загадочным местом, хотя так ничего и вовсе не нашел.

В едином, все приняли решение, собственно Территория Санникова — наверное фантом, хотя поход «Зари» и внес неоценимый вклад в историю освоения Крайнего Севера и литературу (на романе «Территория Санникова» выросли поколения, а киноэкранизация когда-то стала культовым фильмом).

Территория Санникова сыскалась?

Но и в дальнейшие годы таинственный остров мешал покоя почти всем научным работником, изыскателям, морякам и полярным летчикам.  В последствии множественных советских экспедиций и походов в  Арктике просто не осталось необследованных мест Тогда уже где ведь пряталась Территория Санникова? И  собственно видели Яков Санников и Эдуард Толь? Скопление торосов? Холодный остров или же айсберг? А, сможет, не более чем туман над полыньей?

Хотя в 1948 г. работник Арктического вуза В. Н. Степанов выразил идея, собственно Территория Санникова действительно присутствовала и исчезла только не так давно, растаяв, как Снегурочка, поскольку была сложена ископаемым льдом. Данная мысль привиделась настолько неоспоримой, собственно поразительно, как она не пришла в голову ранее. Так как абсолютно не так давно — не в геологическом, ну а в человеческом толке данного слова — к северу от о. Анжу на самом деле присутствовали острова, коие и имели возможность видеть странники. Осталось загадкой следующее: Толль первый раз заметил территорию в 1886 г., за 1,50 лет до купания «Зари».

Способна ли Территория Санникова скрыться за это короткое время? Остров Семеновский, к примеру, за 14 лет «смертельно» имел объемы всего 2 на 0,5 клм. Смахивает, собственно остров, виденный Толлем, был приблизительно этого ведь объема и обещал находится абсолютно недалеко, дабы быть увиденным? Не все, расстояния и объемы объектов, оцененные в Арктике на глаз, практически постоянно слишком обманчивы…

Адмирал С. О. Макаров писал: «Все полярные экспедиции… в плане достижения цели, были неуспешны, хотя в случае если мы чего-нибудь знаем о Ледовитом океане, то спасибо данным проигрышным экспедициям».
Как ведомо, герои романа «Территория Санникова» все же нашли неведомую страну, о коей они грезили. А барон Толль собственную территорию, как определенный географический объект, -нет. Впрочем его изыскания помогли приблизиться к решению данной загадки природы.

Первый раз вероятность существования мифической Территории Санникова была официально признана только на 7-м Интернациональном конгрессе ситуации океанографии, коий проходил в 2003 году в мегаполисе Калининграде (Россия).

Как бы там ни было, научные работники там ответственно сказали: остров имел возможность быть, как минимум, до 1935 г. В качестве подтверждения была показана карта с подписью: «Территория, открытая Санниковым» — обнаруженная в военно-историческом архиве абсолютно невзначай: на пергаментном квадрате объемом 10×10 см была изображена часть суши с речкой и цепью горок. Хотя почти все научные работники считают, собственно данная карта — не основное подтверждение существования Территории Санникова. Ее видели и прочие изыскатели. И то, собственно она была, хотя позже пропала, документально признают и доклады Северной полярной эскадрильи 1935 г. из летчиков в период полета увидел за бортом самолета громадную сушу, не обозначенную на полярной карте. Он зафиксировал координаты и по возвращению на базу доложил: «Открыл территорию». Не все, самолеты, вылетевшие на поиски через некоторое количество дней, но и не сыскали ее в следствии насыщенного тумана.

Не лишним будет заметить, отмеченные летчиком координаты были схожими с местонахождением допускаемой Территории Санникова. Ориентируясь по данным координатам, научные работники провели там множественные изыскания, тест коих абсолютно конкретно продемонстрировал — в недалеком прошлом на данном месте на самом деле была суша. Наверное, непосредственно ее и видели минувшие экспедиции XIX в. А еще данная территория на самом деле имела возможность просуществовать слишком длительное время незамеченной. Так как не зря барон Толль писал в собственных дневниках: «Около стоят эти туманы, собственно возможно тысячу раз пройти мимо Территории Санникова и вовсе не обнаружить». А туманы, учитывая мнение множества научных работников, — наверное не собственно иное, как симптом действовавшего вулкана: тепло, выделяемое им в атмосферу, смешивалось с прохладным воздухом моря Лаптевых. Данная версия абсолютно убедительна, так как туманы в тех местах не наблюдались уже наиболее 60 лет, как раз с этапа, как скоро прекратили видеть Территорию Санникова.

А причиной столь неожиданного исчезновения туманов сможет быть только извержение вулкана, коий ушел под воду сообща с островом. Не лишним будет заметить, почти все арктические острова состоят не из скал, а из вечной мерзлоты, сверху коей на них за почти все тысячелетия наносится достаточно высокий слой грунта. Хотя со временем морская вода, подтачивая берег, помаленьку «поглощает» весь остров. И он дословно растворяется в воде.

Летом 2005 г. на острове Жохова археологи нашли остатки поселений старинного человека, возраст коих 8-9 тыс. лет. Подобные остатки сыскали в 1956 г. и моряки судна «Индигирка», пришвартовавшись к о. Беннета. Непосредственно данные острова обрамляли Территорию Санникова и являлись ее аналогом, исключительно в отсутствии вулкана. Старинные стоянки с данных островов слишком смахивают приятель на приятеля и как следует остались. И, смахивает, собственно люди с них когда-то куда-то ушли. Скорей всего, поближе к теплу.

Не лишним будет заметить, гипотезу, собственно Территория Санникова погрузилась когда-то под воду, выяснить слишком просто. Нужно исключительно опустить батискаф в море в точке с популярными координатами. Данным уже всерьез был заинтересован Университет океанологии и океанографии Сан-Франциско (США). И кто понимает, сможет, в скором будущем на настолько неуловимую и настолько манящую Территорию Санникова все-таки ступит нога человека. Пускай в том числе и и под водой…

М. Патлай
«Открытия и Гипотезы» №6 2012

Комментарии закрыты.


Яндекс цитирования