Новогодним «Чародеям» — 30 лет!Чародеи.Худ.фильм
Идет предновогодняя неделя, но из-за запарки на работе праздничного настроения не ощущается. Значит, настроение надо создавать.Вспомнился любимый новогодний фильм «Чародеи»,снятый по сценарию братьев Стругацких. Кстати,в этом году «Чародеям» исполняется 30 лет.Премьера фильма состоялась в декабре 1982 года.
Во время работы над фильмом съемочная группа утверждала, что над ними кружило НЛО.
Юлия Константинова, второй режиссер «Чародеев» рассказывала:
«То, что это был не самолет и не вертолет, а какой-то неземной летающий объект, могут подтвердить десятки людей. Девушки закричали, Саша Абдулов замер от неожиданности… Надо же – мы вызвали интерес у внеземных цивилизаций! Жаль только, что снять «тарелку» не успели. В тот момент работала комбинированная камера, и, пока ее переставляли, объект улетел…»
Режиссер Константин Бромберг вспоминал о съемках:
«Съемки фильма сопровождала мистика. Однажды, плутая по телецентру, я обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой, смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли! По проекту она должна была находиться за стеклянной стеной, быть на всеобщем обозрении и выводить на улицу. Однако во время спешной стройки (центр строился к Олимпиаде-80) про лестницу все забыли и «спрятали» ее в глубь здания как нефункциональную. Мистика в том, что я ее обнаружил! Мало того, в подвале под лестницей оказался замурованным бульдозер, который тоже забыли. Позже его разобрали и вытащили по частям, но не весь – иначе пришлось бы ломать стену».
Александра Абдулова, исполнявшего роль Вани — главного героя, партийное начальство долго отказывалось утверждать на роль. Поэтому фильм сначала снимали эпизоды без участия Абдулова. Но режиссер был уверен, что добьется утверждения именно этого актера.
Еще один отвергнутый кандидат на эту роль – Михаил Боярский.
Как рассказывал Бромберг:
«В первые дни «Чародеев» снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, Виторган играет на трубе, а веснушчатая сестренка Вани задорно поет «Три белых коня», Абдулова заменяет дублер. Так называемые крупные планы Ивана были сняты значительно позже».
«Когда же Абдулова наконец одобрили, выяснилось, что актер не только играет в театре, ежедневно репетирует, но и снимается в четырех картинах одновременно. «Чародеи» были пятыми… Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью».
Однако на качестве работы плотный график Абдулова не отразился, Юлия Константинова рассказывала:
«Я вообще не знаю, когда спал Абдулов. При этом, что удивительно, усталость совершенно не отражалась на его лице, он был неутомим. Помню, однажды позвонил мне домой в один из редких выходных дней и говорит: «Юль, ты представляешь, сегодня на всех пяти фильмах нет съемок, я целые сутки свободен. Что мне делать?» У него выпал один свободный день, и он не знал, чем себя занять!»
Аня Ашимова, игравшая младшую сестру Вани, хорошо запомнила актера:
«Абдулов, помню, всегда веселил съемочную группу в критические моменты. Все устанут, вымотаются, а он начинает рассказывать какие-то байки с хохлацким говором или анекдоты с грузинским акцентом. Народ похохочет, расслабится и опять за работу».
Эммануил Виторган вспоминал забавный момент между съемками:
«Ехали мы как-то с Абдуловым из Суздаля в Москву на его машине, а до этого пива выпили. Два поста ГАИ миновали спокойно, на третьем нас тормознули. И что вы думаете делает Абдулов? Выходит из машины с бутылкой и начинает пить…
– Что вы делаете? Как вы дальше поедете? – спрашивают ошалевшие гаишники.
– Да вот выпить захотелось. А дальше я и не собираюсь ехать, я здесь остаюсь, – отвечает наглый Абдулов.
До Москвы мы добрались на такси».
Актриса Александра Яковлева, игравшая роль ведьмы-Алёны, как вспоминают ее коллеги, оказалась дамой с тяжелым характером.
Режиссер Бромберг в самом начале съемок сказал: «Ведьму-то она сыграет, а вот Аленушку вряд ли».
Юлия Константинова говорила:
«Сашенька раздражала нас своим многочасовым гримом. Она начинала работать с гримером задолго до начала съемок, но все равно не успевала. Это могло свести с ума кого угодно, тем более актеров, которые так дорожат своим временем».
Валентин Гафт, игравший влюбленного а героиню старого мага, поссорился с актрисой во время съемок: «Все, мне это надоело! Сниматься с Яковлевой больше не буду!»
Пришлось снимать актеров отдельно и потом объединить кадры с помощью монтажа.
Яковлева и Гафт помирились только на озвучке фильма.
Эммануил Виторган (чародей Ковров) вспоминал:
«До сих пор, когда люди не могут вспомнить мою фамилию, говорят: «О! Тот самый, который пел: «…главное, чтобы костюмчик сидел…» Хотя костюма мне в ту пору поносить не пришлось. Обычно в фильмах, спектаклях наряжают костюмеры. А здесь я весь фильм сыграл в своем собственном свитере, в своей кепчонке, только тулуп мне дали. Миша Светин, жуткий мерзавец (шучу!), в эпизодах, где я таскаю его на горбу, после каждого дубля говорил: «Давайте еще разок снимем, надо сделать иначе»… Снято было дублей 12″.
Его коллега-маг Михаил Светин рассказывал:
«Я не рассчитывая, что картина обретет такую популярность. Считал, что снимаем обыденную сказку. И на съемочной площадке был как рыба в воде: бодро вскакивал на Виторгана, он меня вез… Красота! Правда, когда снимали эпизод в вагоне, пришлось пережить неприятные процедуры. Меня подвешивали на ремнях, пропускали их между ног… Они жутко резали тело. Очень больно, сплошной дискомфорт. Ноги, руки болели, ведь подвешивали меня на приличной высоте. И вот однажды группа ушла покурить, а про меня все забыли. Я висел и орал, перепугался насмерть. После этого в другом эпизоде настоял на дублере…»
Семен Фарада, игравший заблудившегося гостя с юга, вспоминал:
«Я сыграл 130 ролей, а все помнят только две: «Уно моменто» и «Кто так строит?». У «гостя с юга» в сценарии «Чародеев» было всего пять фраз. Я поставил режиссеру Бромбергу условие, чтобы мой персонаж проходил через весь фильм. По ходу съемок мы много импровизировали, дописывали текст, и получилось, кажется, смешно…»
После съемок многие институты утверждали, что гость с юга бродил в их коридорах. Но на самом деле герой Семана Фарада бродил по «Останкино».
Фразу «Ну кто так строит?!» предложил сам Фарада после того как заблудился в телецентре.
Однажды Фарада упал на пол во время съемок, когда перепуганные коллеги подбежали к нему, то увидели, что уставший актер заснул.
Сам сценарист Борис Стругацкий так отзывался о фильме «Чародеи»:
«Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл РЕГУЛЯРНО и ЕЖЕГОДНО идет по телевизору под Новый год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, — есть за что»
Актеры Э. Виторган, М. Светин и А. Абдулов свои песни исполняют сами.
В. Золотухин исполнил вместо Абдулова только одну песню «…Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь!..».
А песни героинь исполнили за кадром Ирина Отиева, Жанна Рождественская, Ольга Рождественская, Лариса Долина.
Крылатые фразы из фильма:
– Главное, чтобы костюмчик сидел!
– Ну кто так строит?!
- Я не сплю!
– Следы! Здесь прошли люди!
– Товарищ человек, помоги найти выход!
– Тут без высшего образования до всего своим умом доходишь!
– Я женщина! И этим все сказано!
– Чтобы проходить через стены нужно: четко видеть цель, верить в себя, не замечать препятствий.
– Вот она, жизнь холостяцкая! Некому даже к черту послать.
– Колдун нестандартный!
– Меня ругают – значит, я существую!
– Невеста – и уже ведьма?!
– Он проходимец, и ноги у него кривые!
– Тургенев? А-а, «Каштанка».
– Этот дуб у нас еще пошумит!