Манихейская картина мироздания

В соответствии одной из основополагающих концепций манихейства, с начала времен находились «2 Бога, несотворенные, вечные и почти что каждый день противостоявшие друг другу». 1 из них — Бог зла и тьмы, а другой — Бог добра и света. Царство Света находилось наверху и «не имело границ по высоте и со всех сторон». Царство Тьмы находилось внизу и скорее всего собственно так как не имело границ в глубину и со всех сторон.

Испокон века ни 1 из них не мог знать о существовании другого, хотя в недрах Тьмы находился Сатана со личным «буйным, мятежным и непокорным воинством» демонических сил. Скорее всего был клубок бурлящего хаоса, подобный черной грозовой туче, и в некий момент Князь Тьмы восстал из бездны, узрел Свет верхнего мира и возненавидел его. Вернувшись в глубины, он подготовил свое воинство, а позднее, «устремившись наверх, вторгся в царство Света с намерением посеять бедствия и разрушения».
Так же катарам и богомилам в последствии него, Мани рассматривал человеческое тело как творение зла, в котором заключена искра Света. Так же катарам и богомилам, он учил, непосредственно половое размножение и перевоплощение являются теми механизмами, которые поддерживают и увековечивают цикл решения. И в конечном счете, так же катарам и богомилам, он верил, непосредственно спасибо воздержанию и молитве этот заключенный Свет постепенно вполне вероятно освободить, хотя мы должны пройти через грандиозное число воплощений и испытать грандиозное число страданий, прежде чем скорее всего случится.
Данные черты сходства в религии средневековых дуалистов становятся еще более явными, когда мы осознаем (как подтверждает Юрий Стоянов), непосредственно Свет и Тьма в манихейской космологии являются метафорами духа и вещества. Сплав этих 2 иных основ в первых числах сегодняшнего цикла времени с самого начала дал почву решению и страданиям души. Подробности того, каким образам скорее всего произошло — как фрагменты Света оказались заключены в оболочку Тьмы, добро смешалось со злом, а души оказались в материальном мире, — были наиболее связаны с вдохновением отдельных рассказчиков, чем с другими факторами. Мы знаем о существовании обыкновению, широко использовавшей живые символы, мифы и параболы в проповеднических целях, хотя в конце концов все сводится к тому, непосредственно дуалисты средневековой Европы, скажем персидские манихейцы за сотни лет до них, выделяли человека как «смешанное» существо, которое должно постоянно вести борьбу с непосредственно собой и истреблять низменные основополагающие личной сущности для самосовершенствования и освобождения личной души.
Лично с этой целью катары и богомилы рассказывали ситуации о ангелах, павших из чистого духовного царства небес в нечистое материальное царство земли. В параллельном манихейском мифе Князь Тьмы со личными демонами устремился вверх из бездны, чтобы осуществить нападение на Свет и ликвидировать его. Эта атака была настолько мощной, непосредственно Сатана, владеющий чудовищными силами Дыма, Огня, Ветра, Воды и Тьмы, прорвал защиту и поставил под угрозу само существование Света. Тогда уже уже Отец Света защитил свое царство, призвав доверенное лицо — «первозданного человека» — и вооружив его светоносными силами Воздуха, Ветра, Света, Воды и Огня. Состоялась прославленная битва. Сатана одержал победу, и первозданный человек лежал в смертном оцепенении, а основополагающие его светоносных сил были поглощены, или «пожраны», силами Тьмы.
Тогда уже уже Отец Света устроил новые эманации, среди которых был «Живой Дух», отождествляемый с персидским богом Митрой, которому поклонялись до распространения зороастризма, а также фигуру с именем «Прославленный Архитектор». Вместе они возвратили к жизни и спасли первозданного человека, и принялись отдавать светоносные силы, поглощенные Тьмой.
Эта задача была описана как спасение «живой души» из «пылающего дома» вещества.
Дьявольская контратака против трудов Живого Духа и Известного Архитектора включала создание Адама и Евы имея цель «увековечить решение составных частей Света через похоть и воспроизводство человеческого вида», согласно заявлению Стоянова, хотя царство Света прислало Адаму спасителя, коий помог ему осознать имеющий место быть в нем Свет — т.е. его бессмертную душу — и побудил его к восстанию против Сатаны, сотворившего его тело. С тех пор человечество «оставалось главным полем битвы между силами Света и Тьмы».
Спасителя Адама в манихейских текстах называют «Иисусом Великолепным». С течением времени были посланы другие спасители, каждый из которых возобновлял гнозис, необходимый для того, чтобы человек осознавал свое истинное состояние. Ранее мы перечисляли какие-то имена этих спасителей: Зороастр, Гермес, Платон, Будда, Иисус Христос и, в конечном счете, сам Мани. Другие списки отражают распространение манихейства в еврейской культуре, в результате данного в них фигурируют Сиф, Енох (как и Гермес, зачастую отождествляемый с древнеегипетским богом мудрости Тотом), Ной, Авраам и снова Мани. Сходным образом экспансия манихейства в восточном направлении отражена в других списках, где Мани называют Буддой Света или реинкарнацией Лао-цзы, основателя даосизма.
Во всех списках Мани носит титул «Печать Пророков». Лично он приносит последнюю весть, окончательное откровение и гнозис, спасибо которому семейство людской в конечном счете сумеет завершить известную работу по освобождению последних основополагающих Света из темницы Тьмы. Судя по описанию, эта работа имеет почти что алхимический характер замысловатого и постепенного процесса поэтапной дистилляции, воплощение за воплощением, когда Свет с годами освобождается от Тьмы, очищая душу от загрязняющего вещества. Результатом говорят сознание, непосредственно физический мир, в котором мы живем, был создан как громадный театр или лаборатория, в которой происходит длительный и кропотливый процесс самосовершенствования. Этот мир не трудится почти что практически никакой иной цели. В конце концов, с поддержкой освобожденного Света Прославленный Архитектор и Живой Дух с поддержкой душ манихейских Избранных должны построить «новый рай» и «духовную землю», которая придет на смену безжизненной скорлупе старого материального мира, прекратившего свое существование по завершении этого немаленького намерения.
Хотя манихейцы, богомилы и катары рассказывали всевозможные ситуации о человеческом предназначении, при ближайшем рассмотрении выясняется, непосредственно они объединены одной глубинной темой. В сердце всякого «верующего» и «безукоризненного», всякого «слушателя» и «избранного» присутствовало желание свести к кратчайшему числу духовное загрязнение и улучшить в значительной степени, очистить, укрепить, ну а в конечном счете в последствии трудной борьбы освободить личную душу. Во всех случаях это подразумевало признание системы верований и работу в структурах, обладавших замечательным сходством с ранних дней манихейства в III веке н. э. до окончательного поражения средневекового дуализма в Европе тысячу лет спустя.
Скажем церкви катаров и богомилов, манихейская церковь подразделялась на 2 главные категории. Находились обычные, рядовые верующие, которые имели вероятность жениться, иметь детей, владеть собственностью, пить мясо и пить вино. Рядом с ними находилась не слишком немалая элита, состоявшая из строгих вегетарианцев, дававших обет безбрачия, которые жили в личной аскезе и отвергали все материальные блага. Рядовые верующие были известны как «слушатели», а представители элиты как «избранные»; эти концепции во всех отношениях были идентичны «верующим» и «совершенным» у средневековых дуалистов. Действительно, среди манихеев термин «безукоризненный» зачастую применялся как синоним «избранного».
Мани учил, непосредственно данные посланники, как Зороастр, Будда и Иисус — к чьей линии принадлежал и он лично, — были посланы на землю из сострадания к человечеству, чтобы разогнать облака невежества и научить людей истине. Они должны были спасать Свет (т.е. наши «сияющие души») от тьмы и зла.
Несмотря на убежденность в том, непосредственно материальная жизнь говорят злом, катары, богомилы и манихеи показывали огромное благоговение к жизни и потрудились не причинять боли и страданий любым существам, будь то люди или животные. Все они верили в реинкарнацию, запрещали использование образов и отправляли богослужение исключительно с поддержкой гимнов и молитв.
Автор: Грэм Хэнкок

Комментарии закрыты.


Яндекс цитирования