Архивы за 25.10.2012

В Италии вырастили и «прижили»почку в организме животного

Учёные из Италии впервые доказали, что выращенные в лаборатории почки могут успешно функционировать в организме животных. Это серьёзное достижение на пути к выращиванию и трансплантации органов человека.

Христодолус Ксинарис (Christodoulos Xinaris) из Института фармакологии Марио Негри и его коллеги вырастили почки из стволовых клеток эмбрионов мыши. Этот трудоёмкий процесс занял много времени. Как сообщается в статье в издании Journal of the American Society of Nephrology, сначала исследователи получили из стволовых клеток органеллу, состоящую из нефронов – основных элементов почек.

Затем полученные органеллы выдерживали в химическом бульоне, содержащем эндотелиальный фактор роста сосудов (VEGF), что привело к росту кровеносных сосудов. Потом эти образования пересаживали на почки живых мышей и вводили им дополнительный VEGF. Это вызвало ещё более интенсивный рост кровеносных сосудов и формирование клубочков, где кровь вступает в контакт с нефронами для очистки.

Чтобы проверить эффективность работы пересаженных почек, учёные вводили животным альбуминовые белки, помеченные специальным маркером. Оказалось, что искусственно выращенные почки успешно фильтруют белки из крови, а значит, выполняют функцию настоящего органа.

«Мы впервые получили функционирующую почечную ткань из отдельных клеток, — говорит Ксинарис. – Выращенный орган может выделять из крови большие молекулы. Это придаёт нам решимости. Мы будем создавать аналогичные ткани для человека».

Сейчас исследователи заняты подключением каналов почек к мочевому пузырю. Также они пробуют вырастить в организме мыши печень из человеческих клеток.

Стоит отметить, что такие попытки уже предпринимались учёными из Японии. Причём в этих работах также были задействованы мыши.

Немаловажной стороной новых исследований является способ получения стволовых клеток. В последнее время всё больше авторитетных организаций склоняется к тому, что изъятие этих материалов из человеческих эмбрионов является неэтичным. В связи с этим, особый интерес учёных связан с альтернативными источниками, такими как амниотическая жидкость и костный мозг.

vesti.ru

Что же на самом деле сделало обезьяну человеком?

Два метра длиной, из ели, с одного конца заострённое. В общем, обычная заострённая палка, только её самая широкая и массивная часть находится в передней трети — верный знак того, что оружие метательное. Одна деталь: ему 400 тыс. лет — а значит, оно старше нашего с вами вида.

Бонобо в природе не только часто ходят на своих двоих, и те же шимпанзе довольно точно метают камни.

Факт его принадлежности к чисто метательным очень важен. Дело в том, что нечто вроде копья в современных опытах используют те же шимпанзе: острая палка помогает им убивать мелких животных в норах. Метать палку — совсем иное. Как утверждает одна из антропологических теорий, именно это отделяет людей от обезьян.
Несколько десятилетий назад британский антрополог Джеймс Вудбёрн провёл некоторое время среди охотников-собирателей народа хадза (Танзания). И обратил внимание на то, что в этом обществе почти нет дифференциации. По сути, оно абсолютно эгалитарно. Семьи хадза формируют небольшие группы, кочующие вместе раз в пару недель. Состав их непостоянен; по желанию их членов они могут объединяться или распадаться. Их территории не имеют чётких границ; каждый хадза может жить, охотиться и собирать пищу там, где пожелает, и лишь в сухой сезон они объединяются в большие коллективы по 100–200 человек. Никакой постоянной социальной структуры вроде общины или племени здесь нет. Нет и признанных авторитетов: один их них может иметь лучшие организаторские способности, и во время такого сложного мероприятия, как охота на бегемотов, его выдвинут вперёд — и он временно возглавит группу. В миг, когда бегемот убит, его лидерство прекращается.
Любая попытка отдельного хадза подчинить себе волю других сталкивается с сопротивлением буквально всех. Даже выдающиеся охотники не рискуют идти против таких, казалось бы, временных, маленьких и неустойчивых коллективов: ведь и великий воин может быть убит во сне…

Через некоторое время Кристофер Боэм из Университета Южной Калифорнии (США) обратил внимание на то, что эта социальная структура является перевёрнутой картиной социального мира шимпанзе. Те живут в строго иерархической группе, подчиненной альфа-самцу. Именно он контролирует степень доступа к еде и особям противоположного пола — двум основным ресурсам, необходимым для выживания в Африке. В вышедшей в 2000 году книге «Иерархия в лесу» Боэм предположил, что эгалитаризм возник в человеческих сообществах довольно рано как результат уничтожения иерархии, основанной на силе индивидуума. Как он постулирует, гибель силовой иерархии стала возможной только из-за появления метательного оружия. Даже неметательное копьё, утверждает учёный, в руках сильного важнее, чем в руках слабого. К этому моменту мы ещё вернёмся.
Когда именно это произошло — непонятно. Копьё, которому 400 тыс. лет, — исключение, поскольку дерево очень плохо сохраняется. Более сохранны каменные наконечники, но они явно возникли позже метательного копья (самому раннему образцу — 300 тыс. лет). Однако, настаивает Кристофер Боэм, именно это повлияло на эволюцию рода Homo. Туловище шимпанзе не приспособлено к метанию: слишком высокий центр тяжести, рука и ладонь без характерных изменений в виде противопоставленного большого пальца также не могут обеспечить эффективный бросок. Именно навык метания является определяющим признаком человека, развивают эту концепцию эволюционный биолог Пол Бингэм и психолог Джоанна Соуза из Университета Стоуни-Брук (США) в свой книге с говорящим названием «Смерть на расстоянии и рождение Вселенной человека». Способность метать для нас — это как способность бегать для гепарда, утверждают они, Рубикон между представителями человеческого вида (человеческих видов, вспоминая вымерших родственников) и всеми остальными. Как только метательное копьё уравняло слабых и сильных, пралюди, инициативу которых больше не сковывали деспотичные альфа-самцы, стали развиваться как ошпаренные.
Без альфа-самца нашим предкам пришлось как-то заполнять пустоту: централизованный контроль над пищей и доступом к представителям противоположного пола отменили, но сделать их бесконтрольными вовсе означало убить экономическую и психическую сбалансированность коллектива. Так, по мысли приверженцев теории «Метательное оружие сделало человека из обезьяны», нашим предкам пришлось установить табу, общие для всех правила, примитивные законы. Людям пришлось учиться сотрудничеству, а не отношениям альфа-самца и подчинённого, иначе известным как «вертикаль власти».
Тут, конечно, можно возразить: только ли метательное оружие создало социальную организацию людей? На прошедшем в 2012 году во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) форуме Института Эрнста Штрунгмана Карел фон Шайк, глава Института антропологии Цюрихского университета (Швейцария), публично высказал сомнение в том, что оружие стало причиной перестройки человеческого общества. Всё наоборот, полагает он: первые люди были вынуждены полагаться на ценность каждого человека в своём небольшом коллективе, обычно не превышавшем 20–40 человек. Поэтому насилие просто не могло быть применено для поддержания социальной структуры, что естественным образом делало деспотичного альфа-самца вымирающим типом руководителя.
Оппоненты немедленно указали на то, что шимпанзе в дикой природе также весьма серьёзно полагаются на специализацию навыков отдельных особей. Во время охоты они делятся добычей с не участвовавшими в деле самками, а те отдают им плоды собирательства. Тем не менее альфа-самец там на месте, а также нет и намёка на метательное оружие.
В подтверждение своей гипотезы о взаимосвязи социальной структуры людей и их оружия и технологий в целом сторонники гипотезы «человека оружейного/орудийного» указывают также на неолит. Примерно 10 тыс. лет назад земледелие стало позволять накапливать богатство в одних руках. Бесполезно собирать мясо, которое протухнет назавтра; собирать же зерно — один из первых шагов для создания так называемых восточных деспотий, где управление запасами считается одним из корней государственности.
Возможность накопления ценностей придала смысл и явлению рабства: раб вряд ли сможет охотиться для добывания пропитания господину, в то время как пахать он определённо может. Именно этот новый виток технологического развития, полагают антропологи, стал основой современного государства.
Более того, Герберт Джинтис из Института Санта-Фе (США) утверждает, что известный дрейф нового времени в сторону формального эгалитаризма также был обеспечен технологическим прогрессом в области вооружений. К ним он относит огнестрельное оружие, сделавшее массы пехоты важнее рыцарской кавалерии и обусловившее рост важности третьего сословия в обществе, а также постепенное перетекание к нему власти.
Более того, демократизация, полагает г-н Бингэм, и сегодня идёт рука об руку с разрешением на владение и ношение оружия, что позволяет гражданам подрывать монополию государства на насилие.
Что ж, новая гипотеза о движущих силах очеловечивания не хуже трудовой (а мужи… муравьи-то не знают!), а тем более половой (по которой нас должны были обогнать иные виды обезьян); по крайней мере она лишена их широко известных недостатков. А теперь немного суровой, но необходимой критики.
Во-первых, непонятно, почему водораздел надо проводить именно по метательному оружию. Любой практикующий будока скажет, что неметательное древковое оружие почти исключает определяющее влияние фактора силы на исход боя. Кроме того, искусство применения оружия (и даже просто рук) намного важнее характера примитивного оружия или физической силы; почему у предков человека должно было быть иначе? Вспомним тех же гепардов: когда их учат бегать старшие, они разгоняются до 110 км/ч; когда не учат (вольеры, рано потерявший родителей детёныш) — они не могут бегать быстрее 50 км/ч. Обучение владению ещё неметательным оружием уже на первом этапе должно было отсеять грубую физическую силу как фактор доминирования, ведь умение обращаться с копьём быстро и точно — важнее силы.

Абсолютно неясно и предположение о том, что прачеловеческим видам были свойственны черты общества шимпанзе. Напомним: карликовые шимпанзе-бонобо не используют агрессии для выяснения отношений, у них нет примитивных войн, а во главе стаи стоит самка — причём не «альфа» (в том смысле, что она не монополизирует сексуальные отношения ни с одним из самцов). Опять же у них практически нет столкновений между самцами и самками; самцы очень терпимо относятся к детёнышам и подросткам бонобо. Казалось бы, что мешает самцу (а он у бонобо, как и у человека или шимпанзе, сильнее самки) монополизировать власть? Ничего, кроме того, что они не в состоянии по одному устоять против объединённой группы самок.
Самцы же, в силу стремления к сольному доминированию, не могут эффективно взаимодействовать. Поэтому культа силы там нет — задолго до появления любого метательного оружия. Кстати, ветви шимпанзе и гоминид разделились лишь 5,5 млн лет назад, а бонобо специализировались медленнее, чем «стандартные» шимпанзе, сохранив больше архаических черт, общих для человека и шимпанзе. Так что к человеку они ближе любого другого вида (даже кровь можно переливать). Поэтому если уж моделировать первые сообщества людей на основе современных обезьяньих, то почему на примере шимпанзе, а не бонобо, у которых альфа-самцы отсутствуют как класс? Может, тогда и объяснить их падение будет проще, а то и вовсе незачем?
Наконец, об эгалитаризме. Делать на основании общества хадза вывод о наличии или отсутствии неравенства у предков человека сотни тысяч лет назад, конечно, можно, но при этом не стоит забывать о деталях. Так, некоторые особенности отдельных захоронений палеолита заставляют сомневаться в эгалитаризме людей того времени: уже в ту эпоху рядом лежат скелеты с весьма разным количеством предметов разной сложности.

Да и среди австралийских аборигенов вне контактов с белыми достоверно известно неравенство: умелый воин часто начинал один или с группой сообщников терроризировать соплеменников. Хотя большинство аборигенов, как кажется, просто не имели таких наклонностей, из-за чего такая практика и не доминировала в обществе; технически, как видим, наличие метательного оружия не мешало австралийцам иметь в сообществах отдельных альфа-самцов. И если бы только австралийцам!
Подготовлено по материалам NewScientist.
compulenta.ru

Десять самых страшных лесов на Земле

Люди издавна считали лес местом таинственным и враждебным, они полагали, что в чаще обитают темные силы и человека там поджидают разные напасти. Вы думаете, это всего лишь сказки для маленьких детей? Мы докажем вам, что в глуши нечисть живет до сих пор: вот лишь десять лесов, где регулярно происходят таинственные явления.

Wychwood Forest Великобритания.

Когда-то этот лес был частью королевских охотничьих угодий в графстве Оксфордшир, но потом венценосные особы стали объезжать его стороной, потому что не желали встретиться с призраком жены графа Лестера, погибшей от перелома шеи много лет назад при невыясненных обстоятельствах.

Рассказывают, что однажды вдовец поехал на охоту и встретил умершую супругу. Она поведала, что через десять дней они воссоединятся, и, действительно, вскоре, казалось бы, здоровый мужчина заболел и умер. А привидение до сих пор бродит по зарослям, и каждого, встретившего эту женщину, ожидает участь ее мужа.

Frith Wood Великобритания

В начале XIX века в одном из особняков на окраине леса устроили казармы для французских военнопленных, захваченных во время наполеоновских войн. Местная девушка влюбилась в заключенного, но ее брат и отец, узнав об этом, убили дерзкого чужестранца. Через некоторое время девушку тоже нашли мертвой (вероятно, она покончила с собой, не выдержав расставания с любимым). С тех пор ее призрак, отчаянно рыдая, бродит по лесу, пугая крестьян.

Epping Forest Великобритания

В этом лесу, расположенном на востоке от Лондона, происходили не только мистические, но и вполне реальные ужасы: он был пристанищем для преступников Дика Тарпина и убийцы полицейского Гарри Робертса, там же прятал своих жертв охотившийся на детей Рональд Джебсон. Поговаривают, что призрак злодея Тарпина бродит по зарослям до сих пор, хотя когда съемочная группа с британского телевидения попыталась его снять, они ничего не обнаружили.

Schwarzwald Германия

Таинственный густой лес, тянущийся вдоль берега Рейна, вдохновлял братьев Гримм: в чаще посреди вековых елей и сосен, куда почти не проникает дневной свет, писатели поселили многих персонажей своих сказок. Если в этом лесу окажутся дети, у них в памяти обязательно всплывут рассказы о злых колдуньях, оборотнях и добрых гномах, а взрослые подумают о привидениях, убийствах и черной магии и наверняка припомнят готический роман о некроманте Людвига Фламменберга, опубликованный в 1794 году, действие которого разворачивается как раз в Шварцвальде.

Hoia-Baciu Румыния

Этот трансильванский лес способен навести ужас на любого: жители окрестных деревень говорят, что в его центре есть большое круглое пустое пространство, и, если войти в него, обратно уже никогда не вернешься. Причем стоит людям только приблизиться к нему, как их внезапно охватывает чувство тревоги и начинает тошнить. Узнать, что ты подходишь к опасному месту, просто: деревья, которые должны стоять прямо, буквально завернуты в узлы.

Dow Hill Курсеонг, Индия

Ученики школы для мальчиков, построенной в Западной Бенгалии в XIX веке, рассказывают ужасы: в коридорах старинного здания постоянно раздаются гулкие шаги и слышатся какие-то странные голоса. Конечно, можно было бы списать все на богатую фантазию молодежи, но окружающий школу лес пугает местных жителей еще больше, ведь лесорубы регулярно встречают там блуждающего среди деревьев безголового мальчика.

Aokigahara Япония

Густой лес к северо-западу от горы Фудзи пользуется славой одного из самых жутких мест на планете. Туристу там легко сбиться с пути, потому что стрелки компасов сходят с ума и начинают бессмысленно вертеться. Правда, геологи истолковывают эту аномалию гигантскими залежами железной руды под деревьями. Но как объяснить то, что с 1950 года в этом лесу более 500 человек покончили с собой?

Местные жители рассказывают: каждую ночь в чаще раздаются крики несчастных, которые после смерти так и не обрели покой.

Old House Woods Виргиния, США

50 акров леса в американском штате Виргиния стали пристанищем для целой толпы призраков британских солдат и пиратов, погибавших в окрестностях важного портового города в XVIII веке. Вероятно, они не могут покинуть наш мир, потому что охраняют свои сундуки с сокровищами, спрятанные в местной мягкой грязи.

А в лестной чаще можно увидеть руины сгоревшей колониальной усадьбы, вокруг которой нередко появляется призрак ее хозяина. Но самое странное явление наблюдал некий рыбак в XIX веке: у берега появился, а потом внезапно исчез целый корабль!

Freetown-Fall River State Forest Массачусетс, США

В лесу на юго-востоке штата Массачусетс постоянно наблюдается разнообразная паранормальная активность: то над деревьями летают шаровые молнии, то внезапно появляется НЛО, то местных жителей беспокоит полтергейст. Согласно преданию, обитавшие в этом лесу коренные племена не хотели с ним расставаться, но чужестранцы вынудили их продать эту землю.

Уходя, индейцы оставили в чаще множество могильников, и теперь души усопших мстят живым. А в 1970-80-х годах в лесной глуши неизвестные совершали сатанинские человеческие жертвоприношения.

Isla de las Munecas Мексика

Сотни старых сломанных кукол висят на ветках деревьев в лесу, расположенном на небольшом острове неподалеку от мексиканской столицы. 50 лет назад местный житель дон Джулиан Сантана обнаружил в одном из каналов тело девушки, а неподалеку он нашел куклу и решил повесить игрушку в лесу в память о несчастной. Полстолетия Джулиан не отступал от традиции.

В 2001 году на ветке должна была бы появиться тысячная кукла, но Сантана утонул в том же самом канале. Сейчас обитатели острова спорят: одни считают, что куклы с оторванными конечностями - зло, и их нужно уничтожить, другие, напротив, думают, что игрушки оберегают покой этой земли.

turist.rbc.ru

Смартфоны будущего будут интегрироваться напрямую в мозг

За последние 10 лет мы могли наблюдать, как сотовые телефоны постепенно превращаются в электронные швейцарские армейские ножи с диким количеством функций и возможностей. Они заменили часы, камеру, отдельный GPS, будильник, и множество других устройств.

Но на что будут похожи смартфоны будущего?
Вот каково наше мнение…
В течение пяти лет Патентная война закончится, и Apple останется победителем. Компания владеет правами на многие дизайнерские решения, включая многие разновидности кривых. В результате, конкурирующие производители смартфонов вынуждены обращаться к треугольным и угловатым формам.
Пропустим 15 лет. В результате развития пионерской технологии Google, смартфоны эволюционируют в носимые устройства расширенной реальности. Смарт-очки будут поставлять непрерывный поток контента и рекламы прямо в поле зрения пользователя.
После триумфа носимых телефонов-очков, в ближайшие 25 лет компании вступят в гонку миниатюризации. Технологии позволят добиться экстремальной миниатюризации, и телефоны станут одноразовыми легко заменяемыми устройствами.
50ю годами позже носимые телефоны вновь вернутся, на этот раз – в форме наручных браслетов. Браслетофоны будут делаться так, чтобы идеально подходить к руке любого пользователя. Они будут включать в себя функции голосового управления, а также голографический компонент, который позволит вам разговаривать с вашими друзьями так, словно они находятся рядом с вами.
Технологии совершат огромный скачок в ближайшие 75 лет. Коммуникационный микрочип можно будет интегрировать напрямую в мозг. Эти чипы будет производить Apple наряду ещё с несколькими компаниями. Как только пользователь подумает, что он хочет «позвонить» кому-либо – чип установит требуемое соединение.
В 2112 году цивилизация начнёт рушиться из-за изменений климата и истощения природных ресурсов. Коммуникации сделают полный круг и вернутся от диалога между людьми к мартышкам, кидающимся друг в друга камнями.


Яндекс цитирования