Когда музыка становится орудием пыток («Slate.fr», Франция)

Музыку превозносят за ее способность освобождать и объединять людей, однако она может быть в то же время источником боли и инструментом подчинения. Эта темная сторона музыки, ее ужасный потенциал редко упоминается в университетских исследованиях по музыковедению.

В британском исследовании, которое было опубликовано по случаю 40-летия государственного переворота в Чили во главе с Аугусто Пиночетом, приводит ряд рассказов очевидцев об использовании поп-музыки в качестве орудия пыток. Отрывки песен Хулио Иглесиаса и Далиды «играли на полной громкости целыми днями, чтобы нанести психологическую и физическую травму», — объясняет Экатерина Хорник из Манчестерского университета, работу которой с интересом восприняли в прессе.

Кроме того, в исследовании от 2002 года ученые из Кэмбриджа Мартин Клунан (Martin Cloonan) и Брюс Джонсон (Bruce Johnson) уже рассматривали использование поп-музыки для угнетения. В частности они писали, что вне зависимости от самой музыки такая мощная звуковая волна оставляла глубокие психологические раны у заключенных.

Эта методика относится к так называемым «легким» пыткам: речь идет о тщательно выверенном сочетании средств психологического и физического давления, которые не приводят к смерти, но могут вызвать серьезную психологическую травму. Лишение сна и постоянная стимуляция органов чувств создают поистине невыносимые условия.

Один из самых известных примеров произошел в Панаме. Когда США в 1989 году вторглись в это маленькое латиноамериканское государство, президент Норьега скрылся в посольстве Святого престола, которое немедленно окружили американские войска. Тогда морпехи включили полную громкость песню Panama группы Van Halen, и Норьега сдался через 11 дней.

Применялась эта техника США и в более поздний период. 10 декабря 2008 года известные артисты и группы, в том числе и Massive Attack, начали протестную акцию против использования музыки для пыток в тюрьмах, чем пользовалась армия США в Ираке, Афганистане и Гуантанамо.

22 октября 2009 года группа музыкантов обратилась в суд с требованием к американскому правительству обнародовать список используемых в качестве орудия пыток музыкальных произведений в силу закона о свободе информации. Представлявшая их интересы НКО National Security Archive запросила у американских властей подтверждение по имеющемуся в ее распоряжении списку, который был составлен на основе рассекреченных докладов, а также рассказов бывших заключенных и охранников.

В пыточном списке нашлось место року и металу (AC/DC, Aerosmith, Marilyn Manson, Metallica, Nine Inch Nails, Rage Against The Machine, The Red Hot Chili Peppers), поп-музыке (The Bee Gees, Бритни Спирс, Кристина Агилера, Принц), рэпу (Dr. Dre, Eminem, Redman…) и даже музыке из детских мультфильмов (программы «Барни и друзья» и «Улица Сезам»).

Как бы то ни было, музыкальные пытки вовсе не являются уделом одних США и могут приобретать самые разные формы. В своем исследовании Мартин Клунан и Брюс Джонсон приводят работы Сванибора Петтана: ученый проанализировал применение музыки во время войны в бывшей Югославии и привел рассказы хорватских узников, которых заставляли до изнеможения петь сербские песни. Точно так же в июне 2000 года в Зимбабве двух оппозиционеров подвергли публичному бичеванию и пять часов принуждали петь гимн партии власти.

Если вас интересует эта тема, советую посмотреть документальный фильм Тристана Шитошека (Tristan Chytoschek) «Музыка как орудие пыток», который вышел в январе на канале Arte.
Твитнуть Нравится

Комментарии закрыты.

Error: Incorrect password!

Яндекс цитирования