Глобальное потепление наступает

Может, для кого-то глобальное потепление носит и гипотетический характер, но только не для жителей прибрежных городов и поселков Аляски. Для местного населения изменение климата становится повседневной реальностью, угрожая поглотить жилища и хозяйства.

Примером участи многих пунктов Аляски является городок Кивалин, расположенный на берегу Берингова моря. Четыре сотни жителей городка вот уже 20 лет с тревогой наблюдают за тем, как вода отвоевывает у него площадь, превращая его во все более и более узкую полоску суши.

Инженерному корпусу армии США было предложено разработать проект защиты городка от надвигающегося океана, но военные вынуждены были признать, что при существующих тенденциях Кивалин не спасти.

Эксперт Мэтт Сэмпсон считает, что городок может полностью исчезнуть уже к 2025 году. В США даже появился специальный термин «климатические беженцы Америки», применяемый к жителям Аляски, оставившим свои жилища из-за изменения климата. Житель одной из прибрежных деревень Аляски Натан Том говорит: «Глобальное потепление для нас вполне реально, и оно изменит очень многое».

Похоже, что глобальной причиной катастрофического наводнения на Дальнем Востоке являются глобальные же изменения климата.

По крайней мере, такое мнение высказал директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд. Именно эти изменения климата создали не виданные ранее условия для запуска механизма  «амурского потопа». Непосредственной же его виновницей стала, по выражению Вильфанда, «совершенно аномальная циркуляция воздушных масс над азиатской территорией России».

Над Китаем превалировал очень тёплый и влажный воздух, а севернее, над Якутией, температура была довольно умеренной. От этого создался, научно говоря, очень большой градиент, а проще сказать, перепад температур. Эта «разность потенциалов» сформировала так называемую фронтальную зону, по которой беспрерывно в течение двух месяцев шли дожди. И это обусловило экстремальный, никогда не регистрировавшийся прежде приток воды в реки.

Иными словами, прямо вдоль южной границы России, непосредственно над водосборами достаточно крупных рек – Зеи, Буреи, Сунгари, Уссури, самого Амура, — как по коридору гулял неостановимый циклон. Из него выливались на землю буквально кубокилометры воды, которые скатывались прямо в речные русла. Ну, а дальше всё по законам физики: вода в них не помещается, поднимается, разливается, затопляет территории, города и сёла. По данным Минвостокразвития, на нашем Дальнем Востоке подтоплено от 7 до 10 тысяч домов, пострадали – слава богу, только имущественно, без жертв – почти 100 тысяч человек. В зоне подтопления находятся 130 населённых пунктов. Общий ущерб от наводнения может превысить 30 млрд рублей.
«Такого ещё не бывало, вообще ничего подобного не бывало! – восклицает тот же Вильфанд. – Это не то что не типичная, но экстремальная циркуляционная ситуация!»
С 50-х годов прошлого века, когда началось регулярное зондирование этих территорий, отмечались наводнения, но то, что происходит сегодня, — ситуация, редчайшая из редких. Правда, первое большое наводнение на Амуре российские поселенцы увидели уже через три года после присоединения этого края к Империи — в 1861 году. Через 11 лет паводок оказался ещё выше. А вообще заметные наводнения здесь происходят в среднем каждые три года, крупные – каждые 20. Последний раз сильно подтопило эти местности в 2007 году. И практически всегда наводнениям предшествовали сильные и затяжные дожди. Впрочем, не такие, как в нынешнем году.
Угроза прежде всего в том, что нынешняя аномальная ситуация рискует превратиться в регулярную в самом ближайшем будущем.
Дело в том, что набирают темп серьезные изменениями в атмосфере из-за потепления в полярных регионах. А значит, нынешние стихийные бедствия — одна из производных глобальных изменений климата. «Вероятно», – осторожно добавляет, впрочем, Вильфанд.
Можно ли что-то с этим сделать? И вообще – в человеческих ли силах?
В значительно мере – да, уверяют специалисты. Дело в том, что основная часть – 75–80 процентов всего амурского водосбора приходится на притоки с российской стороны реки. А значит, можно теоретически продумать меры, позволяющие регулировать сток из них при каких-то бедственных ситуациях. Практически же эти меры сводятся, в общем, к одному – массированному возведению плотин на этих реках. Каскады их смогут играть роль этакого вентиля, регулирующего сброс воды. Одновременно — и уже в постоянном режиме – возведённые здесь гидроэлектростанции будут давать ток, который постепенно будет окупать затраты, понесённые при строительстве. Но это, конечно, уровень федеральной программы и в любом случае дело долгое. Та же Бурейская ГЭС, принёсшая сегодня такую неоценимую пользу, строилась, к примеру, больше 30 лет. А пока…
Пока Гидрометцентр прогнозирует и продолжение дождей, и продолжение паводка. «Осадки сейчас всё равно прогнозируются, – говорит Вильфанд. — Особенно по району Сунгари, Уссури, в Амурской области. Очень сложная обстановка будет продолжаться на реках. Ожидаются не просто аномальные, а экстремальные уровни воды в Хабаровске, Комсомольске-на Амуре».
В Хабаровске, к примеру, критическим считается уровень воды в 600 см, но уже сегодня он достиг 773 см. Не исключено, что вода поднимется выше 8 метров.
«Пиковые уровни здесь ещё впереди», — печально констатировал глава Гидрометцентра.
По материалам СМИ

Если хотите оценить статью, поделитесь со своими друзьями в соцсетях, вам один клик, а нам приятно.

Комментарии закрыты.


Яндекс цитирования