Древние тайны пустынь
Священная земля трех мировых религий, декорация к извечным столкновениям человеческого и божественного — и все это на участке суши от плодородной долины Евфрата до заброшенной Синайской пустыни. Это родина древних цивилизаций, материальная история которых, захороненная глубоко в скалистых холмах и песках, вновь и вновь оживает в древнейших книгах клинописных, иероглифических таблицах, высеченных на камне.
В египетском плену. Гравюра XVII в.
В наши дни пески Ближнего Востока начинают раскрывать свои тысячелетние тайны, проливая новый свет на историческую достоверность Священного писания. Только за последние пять лет археологам из Израиля удалось сделать удивительные открытия, имеющие отношение к двум весьма значительным библейским фигурам. Речь идет о надписях на камнях, датируемых IX веком до н.э., в которых упоминается имя Давида, древнего израильского царя, легендарного воина, победившего гиганта Голиафа, и о могиле (I в.н.э.), где, по мнению ученых, покоятся останки Каиафы, шестьдесят девятого иудейского первосвященника, участника синедриона, осудившего на смерть Иисуса Христа.
В обоих случаях это первые археологические свидетельства существования упомянутых легендарных фигур вне страниц Библии. «Находки чрезвычайно важны, — комментирует Джеймс Хоффмейер, руководитель занятий по изучению библейской археологии в Уитонском колледже, штат Иллинойс. — Они, безусловно, дадут скептикам пищу для размышлений». Некоторые исследователи поспешили возвестить о начале новой «золотой» эры библейской археологии. Тем не менее такое изобилие обнаруженных артефактов ставит перед наукой серьезные вопросы. Во-первых, насколько безоговорочно можно принимать данные археологов как доказательства точности Библии? А во-вторых, до какой степени могут использоваться тексты Библии в качестве путеводителя при археологических изысканиях?
Американец Кеннет Холум из Мэрилендского университета призывает к спокойствию: «Самое главное в нашей работе — не пытаться доказать или опровергнуть Библию. Только тогда ученые смогут понять древние культуры». Многие уверены, что Библия станет бесценным инструментом в исследовании археологических находок. Труди Дотен, эксперт Еврейского университета в Иерусалиме по изучению наследия филистимлян, считает, что без Библии мы не знали бы даже о существовании тех же филистимлян, или «народов моря», — легендарных ахейских племенах, испокон веков враждующих с израильтянами.
Существует и другой аспект. Библейская археология претерпела решительные изменения сто лет назад. Прежде ее внимание было сосредоточено на поисках сокровищ и других предметов материальной культуры с одной лишь целью — доказать истинность Библии. К 60-м годам XX столетия, по наблюдениям Уильяма Девера, профессора ближневосточной археологии из Аризонского университета, исследователи пришли к выводу, что прежний подход, основанный только на доверии к библейской истории, оставил много данных нерассмотренными, пропущенными н даже безвозвратно утраченными.
С того момента штаты сотрудников, ведущих раскопки, стали пополняться экспертами из других областей: геологами, климатологами, зоологами, антропологами, статистиками и даже программистами-компьютерщиками — все для того, чтобы решать вопросы, прежде никогда не рассматривавшиеся. Со временем выросли и темпы исследований, и количество участвующих групп, что дало результаты, имеющие огромное значение для изучения библейской истории. Некоторыми данными действительно подтверждается, что практически все Священное писание исторично. Хотя в доводах иных исследователей звучит серьезный вызов традиционным толкованиям Библии. Кое-кто уже объявил об открытии совершенно новых областей знаний. Так или иначе, полученные результаты пролили свет на события тех далеких времен, когда формировались иудаизм и христианство.
Кем же были древние израильтяне? Откуда пришли эти люди, которым суждено было завладеть землей, разрываемой как тогда, так и сейчас территориальными конфликтами?
Еще столетие назад историки и исследователи Писания пришли к заключению о достоверности библейского летосчисления — с момента возникновения Израиля. Самое последнее археологическое свидетельство вряд ли успокоит тех, кто оспаривает, что оболочка патриархальных историй скрывает твердое историческое ядро. В первой части Пятикнижия Моисеева прослеживается вся родословная израильтян, восходящая к Аврааму, великому патриарху и вождю, ставшему по Божьему благословению «отцом народов», дети которого позже унаследовали в «вечное владение» Ханаан, или землю обетованную.
Благоволение Бога и этногенез перешли от Авраама к Исааку, а потом к Иакову, имя которого зазвучало как Израиль (Богоборец) после таинственного сна, в котором ему выпало бороться с божественным существом. Так было подтверждено право первородства и главы племени. Иаков (Израиль) и его сыновья — прародители 12 древнееврейских племен — переселились в Египет, где потом жили более 400 лет. Пока в распоряжении современной археологии немного свидетельств периода расцвета бронзового века (2000-1500 гг. до н. э. — именно этот отрезок времени многими учеными рассматривается как патриархальный), подтверждающих абсолютную точность библейского летосчисления. Нет пока и небиблейских ссылок на ранние сражения и конфликты, связанные с именем Авраама, подробно описанные в Бытии Моисея.
Многие ученые ссылаются на другое свидетельство, позволяющее предположить историчность образа Авраама, предания о котором передавались у евреев из поколения в поколение. В последнем выпуске библейского археологического бюллетеня профессор Кеннет Китчен, египтолог Ливерпульского университета, замечает, что археология и Библия «довольно хорошо сосуществуют на фоне историй патриархов». В одной из этих историй, например, Иосиф, сын Иакова, продан купцам в рабство за 20 сикелей. Это, доказывает Китчен, точно соответствует цене раба в исследуемом регионе в XIX и XVIII веках до н. э.
По меньшей мере так значится в документах, открытых в районе древней Месопотамии и Мари (Телль-Харири), что в современной Сирии. Кроме того, описанные патриархами формы соглашений, договоров и других документов древнего мира полностью совпадают с теми материалами, что обнаружены археологами и изучены историками. А местонахождение многих городов, упомянутых в Священном писании, включая Ур, Шехем, Ай и Хеврон, полностью соответствует действительности: их руины были обнаружены в указанных местах.
А еще один древний город, Харан, в Верхней Месопотамии, похоже, очень скоро привлечет внимание тех, кто занимается изучением периода, когда там появились Авраам и его отец, оставившие Ур. По мнению экспертов, территория, вдоль и поперек разрытая сегодня археологами Чикагского университета, была покинута древними жителями в конце патриархальной эпохи (около 1800 г. до н. э.) и оставалась незанятой вплоть до VII века до нашей эры.
«Просто невероятно, — комментирует Барри Бейтцель, археолог из школы богословия в Дирфилде, — что кто-то позже придумал историю, выбрав Харан ключевым местом развития событий, в то время как город не существовал до этого в течение нескольких сотен лет!» Бегство израильских рабов из Египта под началом пророка и законодателя Моисея, величайшего человека в истории еврейского народа, было названо «центральным событием Библии». «Многое из истории продолжает оставаться в тени — ведь рабы и странники вовсе не заботились о том, чтобы оставлять что-нибудь потомкам», — скептически замечает Уильям Девер.
И все же некоторые сегодняшние археологические находки продолжают подтверждать реальность событий библейской истории. Датирование исхода евреев из Египта долго оставалось предметом споров. В Ветхом завете (1 Книга Царств 6:1) указано, что это событие произошло за 480 лет до того, как Соломон начал строить храм в Иерусалиме, то есть приблизительно в 1446 году до нашей эры. Но большинство исследователей Библии оспаривали эту дату, ибо она противоречила другим библейским текстам. Во второй книге Пятикнижия (Исход 1:11), например, отмечено, что иудейские рабы тогда выстроили для египетского фараона целые города для запасов — Пифом и Раамсес.
Многие ученые теперь думают, что последний — это Пер-Рамсес, город в дельте Нила, заложенный Рамсесом II, который, предположительно, был фараоном во время бегства евреев из Египта (конец XIII в. до н. э.). Исход по времени совместим и с самой ранней известной на сегодня ссылкой на Израиль вне Библии — строкой иероглифов на стеле фараона Мернептаха, надгробном памятнике, воздвигнутом в честь военных завоеваний сына Рамсеса П. Надписи на гранитном монументе, найденном в заупокойном храме Мернептаха в Фивах, свидетельствуют, что именно евреи были инициаторами военной кампании в горной местности Ханаан около 1200 года до н. э.
Иероглифы (около 1300 г. до н. э.) в храме Амона в Карнаке описывают ряд египетских сооружений, расположенных тогда по всему побережью. Современные раскопки в том районе открыли целую вереницу египетских цитаделей, поразительно подобных тем рельефам в Карнаке, что тянутся от дельты Нила до Газы. «Наличие крепостей — явление полностью совместимое с массовым бегством», — считает Труди Дотен, продолжающая вести раскопки. Но ученые спорят — ведь нет никаких археологических доказательств того, что евреи были рабами египтян, что на последних вскоре обрушились смертельные бедствия и военные катастрофы или что имелся четкий маршрут исхода евреев из Египта, включавший практически невозможный по тем временам поход на север через Красное море.
Не нашли ученые и библейскую гору Синай, где Моисей получил скрижали завета. После сорокалетних скитаний по синайской глуши, согласно Библии, евреи пересекли реку Иордан и вторглись в Ханаан, захватывая города один за другим, пока не овладели всей землей обетованной. Ссылаясь на отсутствие доказательств разрушений на некоторых ключевых участках раскопок, многие ученые теперь категорически отвергают истинность библейского описания военного похода израильтян, ведомых полководцем Иисусом Навином (Осией). Некоторые исследователи считают, что гораздо более вероятным могло быть возникновение Древнего Израиля в результате постепенного, но никак не военного, а мирного проникновения евреев на землю ханаанскую, либо в результате внутреннего восстания.
Руины сотен маленьких поселений, датируемых XIII-XI веками до н. э., совсем недавно были обнаружены в Галилее и ее окрестностях. Ученые поспешили связать эти участки с присутствием древних израильтян. Каким бы ни было объяснение, считает И. Финкелыптейн, видный археолог из университета в Тель-Авиве, «археологи все-таки склонны верить в военное завоевание. Это большее, нежели просто вероятность». В Книге Иисуса Навина, например, описывается, как израильтяне осадили хорошо укрепленный город Иерихон. Нападавшие шесть дней в траурном безмолвии, с высоко поднятыми серебряными трубами обходили стены города (своеобразная психическая атака), а на седьмой трубы вдруг оглушительно взревели, после чего неприступные стены города пали, превратившись в жалкие руины.
Но Кетлин Кенион, английский археолог, занимавшаяся раскопками Иерихона еще в 50-е годы, пришла к выводу, что в течение периода, который у многих ученых ассоциируется с еврейским завоеванием (1300-1200 гг. до н. э.), никакой стены там не было. Город, существовавший приблизительно с 8000 по 1500 год до н. э., был разрушен и до VIII столетия до н. э. оставался необитаемым. Некоторые эксперты считают, что Кенион могла неправильно датировать развалины, хотя ее даты до сих пор во многих археологических кругах считаются хрестоматийными.
После падения Иерихона Иисус Навин сжег город Ай, превратив его навсегда в груду развалин и полностью уничтожив всех жителей. Археологи пока не отыскали тому никаких подтверждений. По Библии, 16 городов были разрушены вторгнувшимися израильтянами, но свидетельств об их разорении нашли пока только три, замечает Уильям Девер. Он считает, что семь из оставшихся тринадцати городов «даже не были оккупированы в тот период либо руины не являют никаких следов разрушений». Об остальных шести городах Девер говорит, что «тут археология просто молчит».
Дискуссия о появлении израильтян в Ханаане продолжается, но до сих пор нет никакого археологического свидетельства, подтверждающего или опровергающего упомянутое «центральное событие» Писания. «Самое важное в Библии, — говорит Уильям Девер, — не то, что израильтяне захватили Ханаан в результате войны. Гораздо важнее богословское утверждение о том, что Бог сам дал им землю». На эпоху правления царей Давида и Соломона приходятся самые славные годы Древнего Израиля. Период с 1000 по 920 год до н. э. подробно описан в ветхозаветных Книгах Соломона, а также в Книгах Царств. Именно этим периодом отмечен стремительный рост количества совпадений между библейской историей и современными археологическими данными.
Перед лицом военной угрозы, исходившей от воинственных филистимлян, исполненные решимостью следовать указаниям Яхве, израильтяне начали объединяться. Сначала, согласно Библии, — при Сауле, позже — при Давиде, которому удалось из раздробленных еврейских племен создать мощную нацию со столицей в Иерусалиме. Изучая удивительные подвиги Давида, некоторые современные исследователи до недавнего времени считали его мифическим персонажем — теория, в значительной степени основанная на отсутствии небиблейских ссылок на годы правления легендарного царя.
И вот недавнее открытие разрушенного памятника в Северном Израиле. Оно не только опровергло ту теорию, но может сильно повлиять на развитие исследований в будущем. В середине 90-х годов историки приходят к выводу, что обнаруженный монумент символизирует поражение воинства Давида в битве против царя Дамаска, о чем есть упоминание в Библии (1 Книга Царств 15:20). Абрам Биран, археолог из Иерусалимского еврейского объединенного колледжа, — один из тех, кто открыл памятник, — считает древнеарамейскую надпись на нем «первой ссылкой на Давида вне Библии».
Спор по этому вопросу не утихает, но ряды критиков заметно редеют. Начиная с момента заката Соломонова царства (около 920 г. до н. э.) и после изгнания вавилонцев (около 540 г. до н. э.) многое из библейской истории подтверждено надписями, фресками и другими археологическими источниками. Богатство современных археологических данных обеспечивает достаточно широкое представление о времени Иисуса и эпохе раннего христианства. В отдельных случаях воссозданные исследователями картины прошлого полностью соответствуют историческому фону Евангелий, например найденные недалеко от Иерусалима еще в 1968 году останки распятого человека. Его раны были поразительно схожи с теми, что имели принявшие смерть на кресте Иисус и двое неправедников, осужденных вместе с ним.
Открытие в Иерусалиме в 1990 году могилы первосвященника Каиафы добавило еще одно имя к списку библейских персонажей, историческое существование которых засвидетельствовано материальными артефактами. Раскопки древних городов продолжаются и сегодня. Найденное в Галилее, Иудее и других местах продолжает проливать свет на повседневную жизнь и занятия не только израильтян, но и римлян. В Сепфорисе, древней столице Галилеи, эксперты обнаружили свидетельства того, что Иисус мог расти не только в среде простолюдинов и пастухов. По всей видимости, ему были не чужды греческие идеи и культуры других народов.
А рукописи Мертвого моря дают повод удивляться способности древних проникать в религиозную суть иудаизма, который, по мнению некоторых ученых, нашел отражение в раннем христианстве. Несмотря на то, что множество мест в современном Израиле, от церкви Рождества Христова в Вифлееме до церкви Гроба Господня в Иерусалиме, сыгравших решающую роль в жизни Иисуса и истории ранней церкви, уже могут послужить неоспоримым доказательством, восстановление подлинной историчности событий археологии пока еще недоступно.
Профессор истории из Университета в Майами Эдвин Ямаучи считает: «Археология может дать нам новые сведения о распятии Христа или о его могиле, но сейчас она ничего не может сказать относительно его воскресения».
Если в самом деле грядет золотая эра библейской археологии, то ученые в один голос заявляют, что подобное возможно только после установления долгосрочного мира на Ближнем Востоке, благодаря чему многие страны станут открытыми для международных исследований. Новые технологии помогут ускорить процесс исследования. Использование радаров, например, уже дает результаты в «прощупывании» подземных слоев во время поиска захороненных руин древних поселений.
В наши дни множество библейских тайн ждут своего раскрытия. Что мы можем знать об Иисусе? Если бы Достоевский описал жизнь Христа, говорил Ницше, мы знали бы о нем гораздо больше. Но Достоевский не написал, а историю основателя одной из крупнейших религий мира поведали евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн, книги которых канонизированы церковью как Новый завет. Во всем ли они заслуживают доверия? Ведь были и другие сочинения. Почему же они не приняты в число канонов? Куда пропали «Хроники Царей», цитируемые в Первой Книге царств Ветхого завета? Где Пятикнижие богослова Папия, называемое в ранних церковных писаниях сборником высказываний Иисуса? Где могила Ирода Великого, властителя Палестины во времена рождения Иисуса? А страсти вокруг плащаницы, в которую, по мнению многих христиан, было завернуто тело Иисуса? «Вокруг еще столько неизведанного! — улыбается Джеймс Хоффмейер из Уитонского колледжа. — Я думаю, все еще впереди. Будущее раскроет многое».
Н. Непомнящий
Примечание:
Все иллюстрации, использованные в статье, из так называемой Библии Пискатора, опубликованной в XVII столетии амстердамским художником и издателем Класом Янсем Висхером (1586–1652).
«Theatrum biblicum ae neis exspressae… per Nicolaum Ioannis Piscatorem» заслужил широкую популярность и на протяжение XVII века переиздавался шесть раз (1639, 1643, 1646, 1650 (дважды) и 1674 гг.).
Эта книга включала в себя около пятиста резцовых гравюр на библейские сюжеты, которые были выполнены величайшими голландскими граверами второй половины 16 начала 17 века по оригиналам других выдающихся голландских художников того времени. Авторами рисунков были Мартен ван Хемскерк, Карел ван Мандер, Мартен де Вос, Паувел де Брил, Адриан де Вердт и др. (всего 20 художников).
В создании гравюр принимали участие Филипп Галле, Хендрик Голциус, а также граверы из династий Вириксов, Коллартов и Саделеров, (всего 19 резчиков). Все гравюры, вошедшие в книгу, были первоначально связаны с деятельностью крупнейших в Европе издательств Иеронима Кока, Герарда де Йоде, Филиппа Галле в Антверпене, Якоба де Гейна II в Гааге и др.
Автор книги Клас Янс Висхер (на латынь его имя с голланского и переводится как Пискатор – рыбак) купил уже готовые награвированные доски у издателей и использовал их для своего замысла.
Твитнуть Нравится