Берегитесь Темных молний

Физики пытаются раскрыть тайну природного феномена, способного вывести из строя приборы авиалайнеров и подорвать здоровье пассажиров.
О серьезной опасности  для самолетов и авиапассажиров было объявлено на днях на конференции Европейского геофизического союза в Вене.  Грозный феномен, получивший название «темные молнии», обнаружили ученые из Технологического института Флориды. Эти молнии становятся мощными источниками гамма-излучения и потоков заряженных частиц, которые способные вывести из строя электронику и облучить людей. 

Специалисты уверяют: пассажиры в самолете, оказавшимся в грозовой зоны, получают дозы облучения, как от десяти «флюрографий». А то и больше — как от полного обследования тела в рентгеновском томографе.
- Глаз человека темные молнии не замечает, — пояснил один из авторов исследования этих экзотических грозовых разрядов физик Джозеф Дуайер. — Но они хорошо заметны из космоса. Спутники фиксируют бледные пурпурно-голубые светящиеся зоны в облаках протяженностью около километра. Возникают темные молнии на высотах порядка 12 километров. Поток излучения от разрядов  идет в основном вниз — туда, где летают коммерческие авиалайнеры.
Впервые феномен, названный вначале «электрической бурей», был обнаружен около 20 лет с помощью спутников НАСА. Но до сих пор он остается загадкой.
- Мы точно знаем, что в  рождении темных молний участвуют космические лучи и атмосферное электричество, — признавался другой участник конференции профессор итальянского Национального института астрофизики Марко Тавани. — Но каким образом  разряды набирают колоссальную мощность,  мы даже не можем предположить. Ведь энергия квантов излучения темных молний выше, чем у обычного света или даже ультрафиолета, почти в десять миллионов раз! Такое излучение выделяет больше энергии, чем ядерный реактор. Обычные же молнии генерируют лишь слабое рентгеновское излучение.
Физики считают, что следует создавать систему предупреждения этих угроз.
- Опасность для приборов самолета несет не само гамма-излучение темных молний, а поток нейтронов, который его сопровождает и может повлиять на работу оборудования, — объяснял Марко Тавани. — Я не исключаю, что часть воздушных катастроф могла быть связана именно с темными молниями. Ведь до 1994 года о них  даже не подозревали.
По словам Дуайера, зафиксировать экзотический разряд можно либо при помощи дозиметра, либо по слабой розоватой вспышке — во время грозы ее еле видно. И еще появилась надежда на телескоп «Ферми» — один из самых чувствительных и точных инструментов на сегодняшний день. На нем недавно установили новое программное обеспечение, которое, как надеются физики, позволит засекать самые слабые вспышки — предвестники темных молний.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Кандидат технических наук, научный сотрудник физического факультета МГУ им. Ломоносова Анатолий Огушев:
- Думаю, не стоит сильно бояться темных молний. Они встречаются редко: примерно в тысячу раз реже, чем обычные. Да и экипажи самолетов как правило обходят грозовые зоны стороной, так что прямое попадание даже под обычную молнию весьма маловероятно.
Если хотите оценить статью, поделитесь со своими друзьями в соцсетях, вам один клик, а нам приятно.

Комментарии закрыты.


Яндекс цитирования