Риск родить мутанта
В пятидесятых годах прошлого века в Скалистых горах, на северо-востоке Кордильер, где находятся прекрасные пастбища для овечьих отар, на свет появилось больше десятка одноглазых ягнят.
Посередине симпатичной мордочки, густо поросшей шерстью, располагалось Большое карее око, дружелюбно взиравшее на окружающих. Четвероногие циклопы рождались здесь и в последующие годы, но лишь недавно стала известна причина, обуславливающая их странный облик.
Виновником «отступления от проекта» оказалось произрастающее в Скалистых горах травянистое растение — скунсовая капуста. Латинское название этого представителя флоры в русском переводе — чемерица калифорнийская.
Уродливые ягнята рождались у овец, которые в начале беременности ели скунсовую капусту.
Чемерица белая и чёрная — завсегдатаи южных районов России, они любят расти в горах, но прекрасно себя чувствуют и на равнине, доходя на севере до Москвы и Смоленска. Особенно часто эти растения можно встретить в разнотравье альпийских лугов Алтая.
Высокая ядовитость чемерицы давно известна. Отмечены случаи массовой гибели скота в результате отравления этой травой. Тем не менее чемерицу использовали в научной медицине, правда, только как наружное средство, например для борьбы со вшивостью и чесоткой, а также при невралгических и ревматических солях. Гораздо шире применялось растение в народной медицине. Каким же образом «зелёный диверсант» дезорганизует работу конвейера под названием «продолжение рода»?
Мы представляем себе развитие организма как генетически запрограммированный процесс, который всегда осуществляется в полном соответствии с «генеральным планом». В действительности необходимость очень точно соблюдать регламент развития делает этот процесс легко уязвимым.
Судите сами, насколько сложна «производственная программа» «родильного цеха», включающая в себя размножение (деление) клеток организма, их миграцию к постоянному месту жительства, перестройку клеток в соответствии с предназначением и организацию специфических взаимоотношений между разными видами клеток.
Не случайно ещё недавно специалисты не могли объяснить, почему у людей и животных уроды рождаются довольно редко. Сегодня наука знает ответ на этот вопрос. Человеческий организм постоянно подвергается различным опасным воздействиям извне. В результате такой агрессивности среды примерно половина зародышей начинает жизнь в чреве матери уродами.
К счастью, большинство из них погибает в ходе развития, обычно ещё до того, как они окажутся в матке. А те, кто всё же добирается туда, не могут надёжно имплантироваться в стенку матки и тоже в конце концов прекращают своё существование.
Учёные исследовали состояние зародышей, самопроизвольно исторгнутых из организма зачавших женщин в течение первого месяца беременности. 90% из них оказались уродами. Кроме того, следует учесть, что 5% рождающихся детей имеют явные отклонения от нормы. Конечно, не все подобные изъяны делают ребёнка инвалидом.
Агенты, вызывающие возникновение врождённых уродств, называются тератогенами. Подавляющее большинство из них способно нарушить развитие плода лишь в течение критического этапа, чаще всего непродолжительного, являясь в другие периоды безопасными. У каждого органа тела своя временная «ячейка» в общем производственном цикле.
Именно в этот момент он наиболее уязвим для тератогенов. Так, сердце в человеческом зародыше формируется между 3-й и 4-й неделями, нарушения в развитии наружных половых органов возникают между 8-й и 9-й семидневками.
Тератогены бывают нескольких типов. Среди самых опасных «диверсантов» — ионизирующая радиация, которая может привести к серьёзнейшим нарушениям развития, например значительному укорочению конечностей или даже к полному отсутствию рук и ног. Кроме того, радиоактивные воздействия способны стать причиной умственной отсталости, пороков сердца, недоразвития у мальчиков семенников, что не позволит им впоследствии испытать радость отцовства.
Широкую известность получила трагедия, разыгравшаяся в Японии в 1965 году. Одна из промышленных фирм сбросила в озеро ртуть, и у беременных женщин деревни Минамата, которые ели рыбу из этого водоёма, стали рождаться слепые дети с поражением головного мозга.
Тератогенами являются и многие вирусы. У женщин, переболевших краснухой в первые три месяца беременности, часто рождаются дети с катарактой, страдающие болезнями сердца и глухотой. Эпидемия краснухи в США в 1963-1965 годах привела к гибели в материнском чреве 20 тысяч детей и к рождению 30 тысяч младенцев с пороками развития.
Ещё одна разновидность тератогенов — яды растений и некоторых лекарственных препаратов. О «подрывной деятельности» скунсовой капусты мы уже говорили. А вот другие «антигерои». Хинин, принимаемый беременными женщинами, вызывает у детей глухоту, алкоголь (доза 50-85 граммов в сутки) — отставание в умственном и физическом развитии. У злостных курильщиц на свет появляются мелкие отпрыски, которые с трудом адаптируются к изменению условий существования.
Недобрую славу приобрела и ретиноевая кислота, аналог витамина А, в больших дозах — сильнейший яд. Лет сто назад европейцы, оказавшись в Арктике, нередко умирали, полакомившись печенью белого медведя, где высока концентрация этого вещества.
В 1982 году в США на основе ретиноевой кислоты создали препарат аккутин, против угрей. Врачи уже знали о его способности нарушать развитие человеческого зародыша, поэтому на этикетке лекарства была надпись, предупреждавшая, что данным препаратом не должны пользоваться беременные женщины.
Тем не менее, как показало последующее исследование, новым средством воспользовались 160 тысяч дам, находящихся в том возрасте, который позволял им стать матерью. Некоторые представительницы прекрасного пола уже были в интересном положении, но ещё не знали об этом, а другие хотя и знали о своей беременности, но не обратили внимания на предупреждение медиков.
В результате у 12 женщин произошёл самопроизвольный аборт, а у 21-ой дети появились на свет с уродствами различной степени тяжести — от уменьшения размера челюстей до полного отсутствия ушных раковин, неполноценного тимуса (вилочковой железы, ответственной за иммунитет) и аномалий головного мозга.
Во «вредительстве» уличён также другой медикаментозный препарат -талидомид, который является слабым транквилизатором. Выяснилось, что он может индуцировать возникновение аномалии, когда длинные кости конечностей либо не развиваются, либо бывают сильно укороченными. В итоге руки и ноги становятся похожими на плавники тюленя.
Достаточно принять одну таблетку этого лекарства, чтобы у ребёнка оказались деформированы все четыре конечности. Из-за использования талидомида в США родилось семь тысяч детей-уродов. Отклонения от нормы появлялись при употреблении этого препарата между 20-м и 38-м днём после зачатия. Приём лекарства в конце этого периода, начиная с 34-го дня, не нарушает процесс формирования конечностей, но может вызвать недоразвитие ушных раковин.
Ежегодно в мире создаются и входят в жизнь людей 200-500 новых веществ. Медики не успевают и половину их проверить на тератогенность. К тому же тесты на мышах, крысах и морских свинках не дают полной гарантии безвредности «пришельцев». Нужны обезьяны! А они очень дороги и не всегда доступны, особенно в последние годы, в связи с протестами «зелёной» общественности. Поэтому я призываю женщин быть бдительными. Решив обзавестись детьми, откажитесь от применения новых лекарств, средств бытовой химии и т. д., каким бы привлекательным ни казалось их использование.
Борис Сергеев, доктор биологических наук