Вызовы глобальному управлению в 2013 году

Этот обзор сделан в рамках инициативы [Совета по международным отношениям] «Советы советов», представляющей собой сбор мнений экспертов со всего мира в отношении основных событий международной жизни.

Исполнительный директор Института Лоуи по международной политике Майкл Фуллилав
Величайший вызов, который стоит перед глобальным управлением, заключается в установлении общей ответственности за решение самых сложных проблем нашего пост-однополярного мира.
Китай служит самым вопиющим примером страны, которая должна принять свою растущую мощь на международной арене. В зале Совбеза ООН и на других площадках Китай проявляет всё большее стремление брать на себя управление и всё больше ведёт себя как великая держава. С другой стороны, он по-прежнему не занимается теми вопросами, которые прямо не нарушают его жизненные интересы.
Если Китай хочет помочь делу управления международной системой, то он должен играть свою роль в её усилении. Осмелюсь посоветовать: Китаю и другим новым державам необходимо прийти к новому балансу между своими традиционными интересами в экономике и безопасности, и более широкими императивами, которым они должны соответствовать. Действует старый принцип: с большими возможностями приходит и большая ответственность.
С другой стороны, Западу нужно быть осторожным в своих желаниях. Западные страны хотят, чтобы восходящие державы были более ответственными и активными, но им не всегда нравится, когда эти же державы ведут себя более напористо. Официальные американские лица часто говорят, что Китаю, например, следует «наращивать усилия». Но взгляд Китая на «наращивание усилий» не будет похож на американский. Каково будет Западу, если восходящие державы, к примеру, вмешаются в ближневосточный мирный процесс или примут участие в «коалиции доброй воли», вторгшейся в другие страны?
Другими словами, обязанности (и прерогативы) участников открыты для интерпретации.
Президент Совета международных отношений Ричард Н. Хаас
Есть ряд вопросов, в которых разрыв между существующими глобальными вызовами и мероприятиями, призванными дать на них ответ, остаётся значительным, и это ещё мягко сказано. В указанном отношении 2012 год был показательным: Сирия продемонстрировала, что международная поддержка по принципу «ответственность защищать» была большей частью риторической, а устойчивый прогресс Ирана в направлении жизнеспособной программы ядерного оружия высветил многие недостатки режима нераспространения. Эти вопросы останутся главными вызовами и в новом году. Однако здесь есть ещё три испытания на 2013 год:
Торговля
Определённые вопросы, вроде государственных субсидий, должны решаться на глобальном уровне в противоположность региональному или двустороннему формату. Что в таком случае необходимо, это консультации между специально отобранными развитыми и развивающимися государствами – такие, которые могли бы подготовить почву для международного переговорного процесса по вопросам услуг, сельского хозяйства и субсидий, в дополнение к более традиционной для торговли повестке дня.
Информационная сфера
Международным вызовом будет то, как лучше всего сохранить свободу информационных потоков при ограничении различных форм «кибер-агрессии», не давая национальным правительствам разрешения на обуздание потока информации по политическим мотивам.
Климат
Перспективы достижения соглашения здесь выглядят такими же туманными, как и в торговой и информационной сферах. Это говорит в пользу выработки многоэтапного подхода к проблеме (например, замедление вырубки лесов, повышение роли атомной энергии, распространение технологий более чистого использования угля, введение налога на выбросы углерода), а также наращивания международных усилий по предоставлению уязвимым странам помощи, необходимой для того, чтобы справиться с последствиями климатических изменений – то есть, адаптации.
Президент Шанхайской академии международных исследований Ян Цземинь
Усиление существующих международных институтов крайне важно для воплощения на практике принципа по-настоящему глобального управления.
Связанный с этим вызов заключается в том, что международному сообществу не хватает консенсуса, необходимого для того, чтобы вырабатывать концепции, правила и подходы к решению мириадов вопросов, варьирующихся от ядерной безопасности до растущего влияния социальных СМИ. Во-первых, крупные державы зачастую с неохотой идут на взаимодействие с менее заметными игроками, что делает выработку общих позиций и совместных усилий сложной задачей. Кроме того, разрекламированное «сетевое управление» среди государственных и различных негосударственных акторов прогрессирует медленно, потому что бо̀льшая часть государственных бюрократий, из-за самосозерцания и системной инерции, по-прежнему предпочитают формальные институты, сосредоточенные на них самих.
Третий вызов связан с использованием энергии усилий на региональном уровне для решения задач совместной деятельности на уровне глобальном. Обескураженные тупиком строительства глобального управления, многие страны и регионы теперь обращаются к региональной и субрегиональной интеграции, что объясняет, почему мы наблюдаем больше региональных и субрегиональных соглашений о свободной торговле. Если подобный тренд будет невозможно своевременно обратить вспять, то не будет и глобального управления в его истинном значении.
Председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс
В наступающем году международное общество должно будет противостоять сложному комплексу вызовов в сфере безопасности, экологической и социальной сфере. Мы находимся на настоящем перепутье и должны выбирать между возможностью устойчивого развития, и дальнейшим упадком с радикальными последствиями.
Риски безопасности
Продолжающееся ухудшение ситуации на Ближнем Востоке бросает вызов принципам глобального управления и их эффективности в ближайшем будущем. Регион сталкивается с различными проблемами, в том числе односторонними действиями новых держав, подъёмом негосударственных акторов и распространением крупномасштабных гражданских войн. Тактические интересы ключевых игроков устраняют точки соприкосновения для принятия решений, которые стратегически важны для всех сторон и рискуют открытием ящика Пандоры в виде проблемы распространения ядерного оружия с драматическими для мировой безопасности последствиями.
Экологические риски
Учёные определили девять планетарных рубежей, которые имеют существенное значение для жизни человечества и которые нельзя переступать. Согласно их оценкам, мы уже прорвались за три – изменение климата, нагрузку азота и скорость утраты биоразнобразия. Остальные шесть – закисление океана, стратосферный озон, аэрозольная нагрузка, потребление пресной воды, изменения в землепользовании и загрязнение среды химическими веществами – судя по всему, приближаются к своим критическим точкам.
Социальные риски
Высокие показатели неравенства доходов в мире находятся в сильной корреляции с опасными социальными трендами во всех обществах. В свою очередь, большему равенству в доходах на всём диапазоне соответствует лучшие социальные индикаторы.
В странах с неравенством доходов даже привилегированные слои населения страдают от болячек общества сильнее, чем родственные им классы в странах с более равномерным распределением богатства.
В новом году эти риски нужно встречать в лоб. Они продолжат бросать вызов глобальному управлению и его способности обеспечить стабильность в мире, но природа этих рисков также демонстрирует ограничения национальных правительств. Некоторые из этих вопросов должны быть обсуждены в ходе подготовки к следующему саммиту «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года.

Комментарии закрыты.


Яндекс цитирования