Пять солнц страны пернатого змея
Бледнолицый Бог краснокожих.
Образ божества Кецалькоатля (по другому прочтению Кетцалькоатля) пришел к нам из ацтекской мифологии. В переводе его имя означает «Пернатый Змей», точнее «Змей, покрытый зелеными перьями».
Один из четырех сыновей Омеотля — верховного бога индейского пантеона, противник любого насилия, Пернатый Змей создал мир, в котором царила справедливость. И управлял он этим миром тоже по справедливости, чем заслужил всеобщее почитание и безмерную любовь. Вот как выглядит предание о Кецалько-атле, записанное в XVI веке испанским миссионером Бернардино де Саагуном со слов старика индейца.
В X веке на берегах реки Пануко (Центральная Мексика) на крылатом корабле появились белые бородатые люди в длиннополых одеждах (следует отметить, что сами ацтеки парусов не знали и растительности на лице не имели). Они прибыли из страны, где восходит солнце, были доброжелательно встречены местным населением, прошли до Толлана, где и обосновались во главе со своим вождем, которого индейцы звали Кецалькоатлем.
Белый бог установил мудрые законы, научил мужчин и женщин жить как муж и жена, обучил ремеслам, умению обрабатывать камень и металл, возделывать землю, выращивать хлопок и кукурузу, показал съедобные и лекарственные растения. Он дал им математику, астрономию и календарь. Но, главное, Кецалькоатль принес индейцам мир и запретил кровопролитие.
А еще Пернатый Змей оставил индейцам два пророчества. Одно — о том, что из-за моря появятся белые завоеватели, которые низвергнут индейских богов, заменив их своим иноземным богом (точной даты исполнения этого пророчества он не назвал), а другое — о времени наступления ‘конца Пятого Солнца.
В 999 году нашей эры бледнолицый бог, исполнив свою миссию, покинул индейцев, обещав вернуться в год Се Акатль («Первый год Тростника»). В соответствии с циклическим календарем тольтеков год Се Акатль повторялся каждые 52 года, и всякий раз, когда он приходил, верные дети Пернатого Змея с надеждой смотрели на океан. Шли века… Вот уже позади 1363, 1415, 1467 годы.. Наступил 1519 год. Индейцы ждали Кецалькоатля, но судьба сыграла с ними жестокую шутку — вместо любимого бога на берег в Веракрусе высадились конкистадоры.
Сохранились письменные источники, из которых неопровержимо следует, что вера индейцев в возвращение Кецалькоатля явилась причиной легкого завоевания ацтеков и перуанских инков конкистадорами: их белокожий предводитель, 34-летний испанец Эрнан Кортес, успешно сыграл «божественную» роль. Подыграл авантюристу и Его величество случай — Кортес разбил свой лагерь именно на том месте, где когда-то сошел со своего корабля на берег бледнолицый бог..
Началась конкиста. Первое пророчество Кецалькоатля сбылось.
Кем же он был, этот древний бог-прорицатель: реальной исторической фигурой или всего лишь персонажем многовекового мифа? Чтобы ответить на этот вопрос, совершим небольшой экскурс в историю древних народов Америки.
Люди собачьего происхождения.
С появлением у берегов Нового Света испанских авантюристов великие города индейцев были разграблены и разрушены. От письменного наследия древних обитателей Америки по вине испанцев осталось меньше двух десятков оригиналов рукописей и свитков. И потому все общеизвестные сведения о докортесовой Америке ученые черпали из старых хроник, составленных конкистадорами на основе ацтекских летописей и устных свидетельств.
Но далеко не ко всему, что узнали испанцы от ацтеков, следует относиться с доверием. Истинная история древней Америки была искажена еще до появления Кортеса.
Заблуждается тот, кто считает, что великие государства исчезали только в связи с природными катаклизмами или от меча и огня завоевателей. Нет, порой они тихо угасали, оставляя достижения своей культуры пришлым людям, племенам варваров, которых в Центральной Америке называли чичимеками — «людьми собачьего происхождения». Никто не знает, что это были за племена и где они обитали прежде. Как свидетельствуют легенды, «они приходили из глубины равнин, что между скалами», оседали в городах или рядом с ними, смешиваясь с местным населением.
Мало просвещенные, но удивительно способные к асиммиляции, некоторые из этих племен, столкнувшись с непонятной, а потому особенно привлекательной культурой, старательно приобщались к ней, а затем присваивали ее себе.
Амбиции «людей собачьего происхождения» были велики, и потому, создавая свои государства на фундаменте предыдущих, они стремились стереть память о предшественниках, часто выдавая их достижения за собственные.
Тайны древних цивилизаций.
Доверие к привычной трактовке древней истории на основе ацтекских летописей основательно по- шатнулось, когда археологами были найдены следы существования предшествующих ацтекам цивилизаций: Теотиуакана, Тахина, Монте Альбана. А вслед за ними была обнаружена еще более древняя культура загадочного народа, вокруг которого и сегодня не стихают споры, порой уводящие исследователей в области, далекие от реальности, вплоть до атлантов или инопланетян.
При раскопках в местечке Сан-Лоренцо известные археологи Франц Блом и Оливер ла Фарж обнаружили ни на что не похожие памятники древнего искусства. Тогда, в 1924 году, их приписали цивилизации майя. Но уже в 1932 году Джордж Клапп Вайян, впервые употребив термин «ольмекс-кий», выделил их в отдельную группу. Споров было много. Но 16 января 1939 года археолог Стирлинг нашел обломок каменной плиты, на одной стороне которого был изображен бог-ягуар, а на другой… дата календаря майя. Конечно, проще всего было бы приписать майя и эту находку, если бы указанный на ней год не был на три века «старше» любого другого датированного свидетельства культуры этого народа. В том же 1939 году была сформулирована концепция «материнской культуры», предполагавшая, что цивилизация ольмеков является прародительницей всей мезоамериканской цивилизации.
Хронологические рамки ольмек-ской культуры весьма расплывчаты: ее начало варьируется разными исследователями XV-VIII веками до н. э., а конец — I веком до н. э. — III веком н. э. Упоминание об оль-меках есть и в ацтекских легендах. Из них следует, что «жители страны каучука» (так переводится «ольмек» с ацтекского языка) пришли с севера в те времена, о которых уже никто не помнит и не сможет рассказать.
За много веков до конца Четвертого Солнца.
На ольмекских рисунках-глифах — были обнаружены изображения ягуара и змеи, противопоставленные друг другу. Считается, что именно ольмеки в противовес человеку-ягуару (оборотню), воплощавшему могущество и безжалостность сил земли и ночи, и создали в своем воображении Пернатого Змея — символ недостижимого соединения вековечной мудрости змеи с красотой и светозарностью птицы.
Но не исключено, что Кецалькоатль значительно старше и ольмекской культуры. Напомним, что известные нам сведения о боге-змее связаны с периодом Четвертого Солнца. А если есть Четвертое, то логично предположить, что до него должны были быть Первое, Второе и Третье Солнца, под которыми жили люди, не оставившие ни о себе, ни о богах, которым они поклонялись, никаких сведений. Так что вполне возможно, что Пернатого Змея ольмеки позаимствовали у предыдущей цивилизации, а бог-ягуар — их собственный племенной бог (ольмеки считали, что начало их роду положили женщина и ягуар), а сами ольмеки, к культуре которых только недавно прикоснулось человечество, были «собачьими сынами» для более древних народов.
Были ли ольмеки чичимеками, присвоившими и развившими уже существовавшую до них культуру, или пионерами, создавшими свою цивилизацию на голом месте, не известно. Одно лишь можно утверждать с уверенностью: Кецалькоатля знали и древнейшие народы.
Как же тогда быть с гипотезой о реальности этого божественного персонажа, время существования которого никак не укладывается в рамки периода жизни даже очень выдающейся исторической личности? Значит, легенда о его появлении в Теотиуакане — сказка? Или же индейцы увидели в бледнолицем просветителе, явившемся к ним из-за моря, земное воплощение своего любимого бога?
Давайте еще раз вернемся в Город богов и проследим за тем, что там происходило.
Падение Города Богов.
В середине первого тысячелетия население Теотиуакана насчитывало около 200 000 человек и состояло из представителей разных индейских народов — каждый со своими обычаями, со своими божествами. И потому главные сооружения великого города были посвящены общим для всех богам: богу солнца, богине луны и Ке-цалькоатлю. Причем следует заметить, что храм Пернатому Змею был возведен еще до того, как зажглось Пятое Солнце и он сам явился людям…
Четвертое Солнце еще горело над Теотиуаканом, когда он был уже практически уничтожен. Его грабили варварские племена, а около 700 года он был сожжен неизвестными завоевателями. И хотя вокруг сожженного центра жизнь все еще продолжалась, великий город утратил свое былое величие.
Многие исследователи обвиняют в разгроме Города богов тольтеков. Но этот народ лишь воспользовался тем, что для Теотиуакана наступили черные времена, и лишь тогда прибрал к рукам некогда могущественное государство. Уже при тольтеках погасло Четвертое и вспыхнуло Пятое Солнце Америки. А вместе с последним Солнцем пришел Кецалькоатль, обосновавшийся в тольтекской столице Туле — Толлане…
Следом пришел Чак- Моол…
Из того минимума свидетельств, сохранившихся с времен, когда жил народ, построивший колоссальные пирамиды, когда возникали и гибли разнообразные локальные культуры и великие цивилизации, более или менее внятные сведения удается почерпнуть лишь о предшествующей ацтекам цивилизации — тольтеках.
Ацтекские летописи дают основание с уверенностью утверждать, что тольтеки — цивилизованные чичимеки. Но этому народу, культурному преемнику Теотиуакана, овладевшему многими знаниями, ремеслами и искусствами своих культурных предшественников, надо отдать должное.
Любознательные тольтеки не просто использовали, но и развили полученные знания. Им не было равных в науках и искусстве. Кстати, именно тольтеки, большие знатоки астрологии, дали звездам названия, знали об их влиянии на жизнь людей, изобрели искусство трактовки сновидений.
В культурном развитии этого народа огромную роль сыграла просветительская деятельность бледнолицего бога. Кроме знаний, он принес им и гуманные законы. Легенды рассказывают о том, что он даже закрывал руками уши, когда речь заходила о войне или человеческих жертвоприношениях.
И хотя тольтеки почитали Кецалькоатля превыше всех богов, они не всегда следовали его миролюбивым принципам, привнося жестокость, свойственную менталитету варваров, в верования, заимствованные у более гуманной цивилизации. И если в Теотиуакане никогда не приносились человеческие жертвы, то после того, как Кецалькоатль покинул тольтеков, в их святилищах активизировался зловещий Чак-Моол — каменный идол, на котором сжигались человеческие сердца. Тольтеки верили, что таким образом подпитывают последнее из Солнц жизненной силой людей.
Будучи в своих корнях народом воинственным и кровожадным, тольтеки, тем не менее, были последним народом мезо- Америки, который искренне старался воссоздать жизнеутверждающий смысл древних цивилизаций. Но идеи гуманизма, которым Кецалькоатль учил индейцев, постепенно захлебнулись в крови неискоренимых варварских ритуалов. Пятое Солнце начало обволакиваться кровавой дымкой…
В свете кровавого Пятого Солнца.
В начале второго тысячелетия тольтекские города стали приходить в упадок. В XIII веке в арьергарде очередной варварской волны, когда от тольтекской империи уже почти ничего не осталось, а сами тольтеки практически исчезли, в долину Мехико пришли ацтеки. Будучи обычными чичимеками, они нанялись в услужение к кольхуа — потомкам тольтеков, и… все пошло по классической чичимекской схеме.
Приобщившиеся к культурным достижениям предшественников ацтеки освоили их религию и приукрасили своими мифами уже существовавшие до них божественные персонажи. По их представлениям, миром правили четыре Тецкатлипоки — в соответствии с четырьмя сторонами света. Каждый Тецкатлипока имел свой цвет. Черный Тецкатлипока, земным воплощением которого был ягуар, распоряжался рождением и смертью людей и внушал ацтекам священный ужас. Ему противостоял Белый Тецкатлипока — Кецалькоатль, Пернатый Змей, бог добра и света, защитник и благодетель людей. Красный Тецкатлипока был богом весны, а Голубым Тецкатлипокой был зловещий Уитцилопочтли, воинствующий бог солнца, которому ацтеки подчинялись беспрекословно. Его приказы, оглашаемые верховным жрецом, были бесчеловечны, а способы их исполнения столь чудовищны, что создается впечатление, будто ацтеками управляли патологические маньяки, которые довели свой, в сущности еще первобытный, народ до массового психоза.
Человеческое жертвоприношение хоть и было весьма распространенным явлением в древней истории, но все-таки всегда рассматривалось жрецами как крайнее средство воздействия на высшие силы. У ацтеков же человеческие-жертвы сопровождали любое обращение к божествам, вплоть до «стимулирования» естественных природных явлений, как, например, восход солнца…
Ежегодно жертвами ацтекских ритуальных убийств становилось не менее 50 тысяч человек. Чтобы удовлетворить кровожадность Уитцилопочтли, было создано даже специальное воинское соединение, снабжавшее жрецов новыми жертвами. Более того, ацтеки намеренно провоцировали бунты в различных частях своей империи, чтобы был повод послать туда войска и доставить пленников.
Под властью ацтеков оказались народы с гораздо более глубокой историей и культурой. А сами ацтеки, расширив и закрепив свое влияние в долине Мехико, стали тяготиться своей «родословной». С помощью археологических подтасовок (они усердно раскапывали города тольтеков и собирали найденные там предметы искусства) им удалось убедить всех окружающих и прежде всего самих себя, что они — прямые потомки строителей древних пирамид.
В таком варианте сведения о древней Америке и получили конкистадоры, а от них — ученые, которым до сих пор приходится отделять зерна истины от плевел ацтекских фантазий.
Но все это вовсе не означает, что ацтеки ничего собой не представляли и лишь пользовались чужими достижениями, — ни в коем случае! Это была великая цивилизация. А стремление приукрасить свою историю свойственно не только этому народу.
Шла эпоха Пятого Солнца, которая должна была закончиться гибелью мира. Кецалькоатль не возвращался, отдав индейцев в безраздельную власть безумному Уитцилопочтли, требовавшему все новой и новой крови.
Пернатого Змея ждали и ацтеки, и другие племена, связывавшие с ним свои надежды, — любимый бог должен был прекратить кровопролитие и начать новую эпоху мира и справедливости. Поэтому армия долгожданного «божественного» освободителя из 550 авантюристов быстро приросла числом «народных мстителей». Конкиста была стремительной…
Новые хозяева Нового Света низвергли индейских богов и залили последнее Солнце Америки кровью сотен тысяч невинных людей. Им не понадобились ни жертвенные алтари, ни жрецы с обсидиановыми ножами…
Произошло то, что предсказал Кецалькоатль. Сбудется ли его второе пророчество в назначенный срок или жестокому богу солнца еще надолго хватит подпитывающей его крови?..
Откуда прилетел Пернатый Змей.
Так был ли Кецалькоатль реальным историческим лицом, просветителем и прорицателем, в котором индейцы увидели земное воплощение своего древнего божества, или же с его именем связан лишь своеобразный языческий миф? Что дало повод исследователям выдвинуть много веков спустя гипотезу о реальности этого персонажа?
Чтобы память о смертном была сохранена несколькими сменяющими друг друга цивилизациями, он должен был совершить великие деяния, которые по силам только богу! Но все легенды народов не только Центральной, но и Южной и Северной Америки перекликаются между собой и недвусмысленно утверждают, что Кецалькоатль (он же Кукулькан, Гукумац, Виракоча, Кон-Тики, Пакаль Вотан, Ицамана) реально существовал.
В сборнике древних религиозных текстов майя «Книги Чилам-Балама» написано, что первыми жителями Юкатана были «люди Змеи» (не следует забывать, что змея у индейцев ассоциируется с мудростью). Они приплыли с востока во главе со своим вождем Ицаманой («Змеей Востока») — великим лекарем, оживляющим мертвых.
В хрониках, которые тщательно записывались еще с времен конкистадоров, находим еще более интересную запись. «Кукулькан (Кецаль- коатль) приплыл с девятнадцатью спутниками, двое из которых были богами рыбы, двое других — богами земледелия и еще один — богом грома. Они оставались в Юкатане (земля майя) десять лет. Кукулькан сотворил мудрые законы, после чего поднял парус и исчез в направлении восходящего солнца…»
Судя по легендам, бледнолицый успел побывать не у одних тольте-ков и везде совершал великие просветительские деяния. С его именем связаны все научные, культурные и религиозные достижения древних народов Америки. За короткий промежуток человеческой жизни, которым Кецалькоатль должен был быть ограничен, если действительно был реальной личностью, вряд ли можно успеть сделать так много. Но не следует забывать, что он был не один. А проделать такую работу за десять лет силами двадцати высоко- культурных личностей вполне реально.
К тому же мореплавание не то что в первом тысячелетии нашей эры, а еще в V веке до нашей эры (что укладывается в период оль-мекской цивилизации) было на достаточной для подобного путешествия высоте. Так что не исключено, что пришествие земного воплощения древнего божества не ограничилось одной-единственной экспедицией бледнолицых.
Откуда они приплыли в Южную Америку? На сей счет есть много гипотез. Кецалькоатлю приписывается древнеегипетское, арийское и даже… славянское происхождение. Но все они обрисовывают лишь контуры загадки Пернатого Змея, являвшегося для индейцев одновременно и божеством, и человеком, который спал и ел вместе с ними, учил их, лечил.
Но Кецалькоатль — нечто большее, чем добрый бог или выдающаяся историческая личность. Его знаком был крест — пересечение земного и небесного, где горизонталь — это мудрость змеи, а вертикаль — светозарность птицы. И в этом видится и учение, и тайна, разгадав которую человечество, возможно, успеет сделать мир мудрее и светлее до того, как окончится срок Пятого Солнца.
С.Швец «Интересная газета. Загадки цивилизации»