Деревня шептунов
Фотограф из Варшавы Куба Каминский слышал о «шептунах» и раньше в рассказах, которые больше смахивали на обычные легенды. Но все же их жизнь казалась настолько загадочной, что просто требовала исследования. «Я люблю снимать невидимое, — говорит 28-летний Каминский. — Поэтому и захотел побывать там, потрогать вещи, которые непонятны людям, своими руками».
Куба не знаком с языком и регионом Подляшья, который примыкает к Беларуси, Украине и Калининградской области. Поэтому он включил в экспедицию своего друга, молодого этнографа Томаша Сулиму.
Томаш разговаривает на диалекте шептунов — малопонятном миксе белорусского и польского. Он и послужил проводником во время двухнедельного путешествия к этим людям, которые очень настороженно относятся к чужакам. Фотокамера только усиливала подозрения, и требовалось немало времени, чтобы уговорить их на съемки. Шептуны сами себя так не называют. И необязательно признают себя поляками. Национальность их не волнует: когда спрашиваешь, кто они, обычный ответ: «Мы тутэйшыя».
И все же они православной веры, и говорят о том, что Бог велел им проводить сверхъестественные обряды. Но это, в свою очередь, не дает церкви полностью принять их в свое лоно.
Не последняя из причин этому в том, что некоторые из заговоров направлены на причинение вреда или смерти. Но шептуны утверждают, что их сила направлена все-таки на исцеление.
«Шептун для тех, кто сюда приезжает, важнее, чем доктор, лечащий рак» — говорит и сам фотограф.
Вместе с Томашом Сулимой Куба Каминский собирается продолжить эту экспедицию, теперь уже на территории Беларуси, сообщается в блоге «Линза» на сайте «Нью-Йорк Таймс».
nv-online.info